Левит Л.З. Тренинг и диагностика компонентов эвдемонической активности индивида // Сборник материалов Седьмой международной конференции. Часть 2. – Саратов-Вольск: «Изд-во Наука», 2013. С. 72-79.
We present person-oriented conception of happiness (POCH) which is based on the ideas of systemic approach. POCH synthesizes eudaimonic and hedonistic traditions. The questionnaire based on the theoretical conception is given. We also introduce the results of Eudaimonic Training which was elaborated recently.
Key words: eudaimonia, hedonism, happiness, personal uniqueness, rational egoism, systemic approach, reliability, validity.
Введение. В 2006-2011 гг. нами была разработана личностно-ориентированная концепция счастья (ЛОКС), сочетающая эвдемонические и гедонистические компоненты жизнедеятельности индивида при главенстве первых над вторыми (рис. 1). Ключевыми концептами в ЛОКС являются «Личностная Уникальность» и «Разумный Эгоизм», совместное действие которых ведет к успешной самореализации субъекта, его полному функционированию и осмысленной жизни [1]; [2].
Рис. ЛОКС
Методика-1. С целью диагностики выраженности и взаимодействия компонентов ЛОКС мы разработали опросник ЗУЛУРЭГ (Здоровье, Умеренность, Личностная Уникальность, Разумный Эгоизм).
Тест состоит из 8 шкал, содержащих 180 утверждений (ответы «верно» и «неверно»). Прежде всего, существует шкала достоверности («лжи»), отражающая тенденцию испытуемого «приукрасить» свой имидж в чужих глазах. Остальные 7 шкал принадлежат к трем уровням ЛОКС: шкала Здоровья – к У1 (телесный уровень); шкалы Разумного Эгоизма, Личностной Уникальности, Эгоизма – к У2 (психологический уровень); шкалы Умеренности, Гиперсоциальности, Социальной Синэргии – к У3 (социальный уровень). В период 2010 – 2012 гг. тест неоднократно дорабатывался и успешно проверялся [3].
Табл. 1. Примеры утверждений опросника ЗУЛУРЭГ
№ |
Название |
Утверждение |
0. |
Шкала достоверности (Ш0) 14 утверждений |
«Вы всегда делаете работу наилучшим образом»* «Вы всегда говорите правду» R* |
1. |
Шкала Здоровья (Ш1) 20 утверждений |
«У вас хорошее здоровье, и вы редко жалуетесь на него» «В целом вы удовлетворены вашим здоровьем и самочувствием» |
2а. |
Шкала Разумного Эгоизма (Ш2а) 50 утверждений |
«Вы сами контролируете свою жизнь и судьбу» «Вы знаете свои истинные цели в жизни, которую ведете» «Вы не знаете, для чего жить» R |
2б. |
Шкала Личностной Уникальности (Ш2б) 24 утверждения |
«Вам известно ваше жизненное предназначение» «Большую часть времени вы чувствуете внутреннюю пустоту» R «Вы чувствуете ваши ресурсы, ваш потенциал» |
2в. |
Шкала Эгоизма (Ш2в) 20 утверждений |
«Ваши удовольствия всегда стоят для вас на первом месте» «Вы можете легко пренебречь интересами других людей, чтобы получить то, что вам надо» |
3а. |
Шкала Умеренности в социальных контактах (Ш3а) 18 утверждений |
«Обычно вы стараетесь избегать споров по мелочам» «Спокойная и длительная любовь лучше, чем страстная, но короткая» |
3б. |
Шкала Гиперсоциальности (Ш3б) 22 утверждения |
«Вы любите шумные вечеринки и дни рождения» «Вы часто первыми знакомитесь с другими людьми» |
3в. |
Шкала Социальной Синергии (Ш3в) 12 утверждений |
«Ваша внутренняя гармония заставляет вас искать таких же гармоничных и доброжелательных людей» «Когда люди сотрудничают, а не конкурируют друг с другом, они могут достичь гораздо большего» |
*Буква R обозначает обратную шкалу
Методика-2. Мы также разработали Эвдомонический Тренинг (ЭТ), основанный на классических и современных идеях эвдемонии. Он состоит из небольшого объема теории и двадцати упражнений, проводимых автором в небольших группах. Цель ЭТ заключается в том, чтобы помочь каждому участнику войти в контакт со своим «настоящим внутренним Я», своим «дэймоном», а также исследовать основные аспекты собственной жизни (работа, проведение досуга, состояние здоровья, взаимоотношения, прошлые выборы и будущие перспективы) с подобной точки зрения.
Приведем примеры разговорных упражнений из середины тренинга (прямая речь ведущего).
1. С точки зрения древнегреческих философов, человек, ведущий эвдемоническую жизнь, находящийся в контакте со своим дэймоном, способен отличать «верные» желания от «неверных» (для него самого). Выраженное ощущение внутренней правоты в ситуации жизненного выбора показывает, что индивид опирается на свое «истинное Я». Могли бы вы привести собственные примеры подобного рода и рассказать о том, что при этом чувствовали?
2. Приведите примеры верных для вас целей; тех, что «лишь вы один» способны достичь и осуществить.
3. В каких жизненных ситуациях вы ощущаете, что живете «поперек себя», находясь тем самым в состоянии дисдэймонии, своего рода внутреннего конфликта?
Шесть занятий с экспериментальной группой проводились раз в неделю; продолжительность каждого составляла 4 астрономических часа.
В тренинге принимали участие 15 человек в возрасте 27-36 лет, 9 женщин и 6 мужчин, все с высшим образованием, не психологи.
Тренинг проводился в период 11.05. – 15.06.2011г. На первом занятии (11 мая), а также спустя месяц после окончания последнего занятия (15 июля) проводилось обследование испытуемых с помощью опросника ЗУЛУРЭГ с последующим сравнением полученных данных. Результаты представлены в табл.2.
Обсуждение. Как несложно убедиться, практически все изменения по шкалам ЗУЛУРЭГ статистически значимы и взаимосвязаны. Имеет место существенный рост показателей, связанных с эвдемонической активностью (Разумного Эгоизма и особенно Личностной Уникальности), а также сильное уменьшение шкалы Эгоизма и шкалы Гиперсоциальности (более чем в 2 раза). Последний результат интересен еще и потому, что авторские упражнения по курсу Эвдемонического Тренинга не были направлены на опровержение «материалистического эгоизма» либо «избыточной социальности». Программа тренинга имела позитивный характер – в основном, в направлении «культивирования» своего «дэймона», своей Личностной Уникальности. Мы считаем, что подобные изменения имели системный характер, являясь одним из последствий роста ЛУ и РЭГ. Имел место также некоторый рост шкалы «Здоровье», шкалы «Умеренность» и шкалы «Социальная Синэргия», так же как и увеличение достоверности по шкале 0 (уменьшение стремления испытуемых «приукрасить» себя).
Сравнительная «легкость» и системный характер сдвига в сторону эвдемонической жизненной ориентации косвенным образом поддерживают гуманистический постулат о (более-менее) «справедливом» распределении «даров природы» (врожденного личностного потенциала, либо, по крайней мере, его ощущения) среди людей. С другой стороны, можно предположить, что участники тренинга уже обладали мотивацией, необходимой для внутренних изменений, поскольку выразили собственное свободное желание по участию в исследовании. В этом случае им потребовался лишь внешний «толчок» со стороны специалиста. Изменения в показателях шкал ЗУЛУРЭГ могут быть интерпретированы в качестве действующей динамической системы, которая отмечает движение личности в сторону эвдемонической, гедонистической, патологической или какой-либо другой жизненной ориентации.
Таблица 2. Статистические результаты использования ЗУЛУРЭГ до и после Эвдемонического Тренинга
Шкала |
Время |
m |
σ |
p |
0 |
До ЭТ |
2.73 |
1.16 |
0.007 |
Месяц после ЭТ |
1.27 |
0.92 |
||
1 |
До ЭТ |
11.9 |
1.51 |
0.004 |
Месяц после ЭТ |
13.7 |
1.40 |
||
2а |
До ЭТ |
33.1 |
5.18 |
0.005 |
Месяц после ЭТ |
39.0 |
3.40 |
||
2b |
До ЭТ |
12.6 |
2.82 |
0.003 |
Месяц после ЭТ |
18.7 |
3.26 |
||
2c |
До ЭТ |
10.0 |
2.93 |
0.002 |
Месяц после ЭТ |
4.47 |
2.95 |
||
3a |
До ЭТ |
13.8 |
1.66 |
0.084 |
Месяц после ЭТ |
15.1 |
1.67 |
||
3b |
До ЭТ |
10.1 |
2.58 |
0.001 |
Месяц после ЭТ |
4.13 |
2.20 |
||
3c |
До ЭТ |
7.33 |
1.23 |
0.006 |
Месяц после ЭТ |
9.20 |
1.70 |
Примечание.
σ – стандартное отклонение
m – среднестатистический показатель
p – уровень статистической значимости. Использовался критерий Вилкоксона (Wilcoxon Matched Pairs Test).
Следует отметить, что высокий показатель индивида по шкале Личностной Уникальности, в первую очередь, означает выраженное ощущение внутреннего неповторимого Я, а вовсе не громадный талант, подобный Моцарту и Бетховену (хотя теоретически не исключена и подобная возможность). Краткосрочные результаты Эвдемонического Тренинга были обсуждены в интервью, завершающими исследование. Отчеты наших подопечных касались усилившейся способности полагаться на собственные силы, желания прокладывать уникальный жизненный путь, иметь более глубокие и насыщенные отношения с близкими людьми, искать своих «единомышленников» – людей близких по духу, вести более здоровый образ жизни. Ни один участник эксперимента не обнаружил за истёкший после ЭТ месяц какой-либо особенный «талант», хотя это и не являлось нашей целью. Но большинство из них стали тратить больше времени и сил на те виды активности, к которым они ощущали внутреннюю склонность, приобретая тем самым большее удовлетворение от своей «эвдемонической» жизни. Таким образом, имело место общее уменьшение и снижение значимости «низших» эгоистических компонентов в сочетании с качественной трансформацией «высших» во имя духовного роста и уникальной самореализации.
Полученная совокупность данных ясно показывает возможность системного сдвига в сторону эвдемонической ориентации за сравнительно короткий промежуток времени (24 астрономических часа в течение 5 недель). Отметим, что эвдемоническая жизнь рассматривается в настоящее время в качестве главной альтернативы массовой гедонистической погоне за быстрыми удовольствиями [6]; [7]. Во всяком случае, драматическое снижение показателя Эгоизма (более чем в 2 раза), так же как и рост показателя Личностной Уникальности (в полтора раза) вселяют оптимизм относительно возможностей эвдемонического обучения.
И все-таки, какие причины могли подтолкнуть столь существенные внутренние изменения у наших подопечных? Мы предполагаем, что это произошло благодаря их пониманию 1) ограничений, связанных с материалистическим Эгоизмом благодаря повторяемости и закону адаптации к наслаждениям; 2) неограниченных глубин своей Личностной Уникальности, открывающих дорогу к самопознанию и осмысленной жизни; 3) возможности включения гедонистических компонентов в эвдемоническую жизнь (но не наоборот!).
Личностная переориентация может быть описана следующим образом: индивид ощущает нарастающие сигналы ЛУ и постепенно отворачивается от погони за материалистическими удовольствиями, направляя, таким образом, свой Разумный Эгоизм на самореализацию. Движение в сторону духовности парадоксальным образом снижает порог гедонистических удовольствий (вследствие их нечастого характера), сохраняя тем самым полный спектр человеческих ощущений. И наоборот, настойчивая гонка за материалистическими наслаждениями повышает порог их получения, наталкивается как на закон адаптации (привыкания), так и на «гедонистический парадокс» [5] и несет потенциально саморазрушительные тенденции.
Наши исследования, проведенные в апреле 2011г. в отделении неврозов десятой клинической больницы г. Минска с использованием опросника ЗУЛУРЭГ, показали, что пациенты с диагнозами «депрессия» и «тревожное расстройство» (что может быть ассоциировано с несчастьем), показали повышенную шкалу Эгоизма и сниженные шкалы Здоровья и Личностной Уникальности относительно контрольной группы здоровых испытуемых.
Мы по-прежнему не можем утверждать наверняка, что каждый индивид от рождения обладает неким «даром» (личностным потенциалом, «дэймоном»), но, по крайней мере, мы теперь знаем, что его ощущение может быть сравнительно быстро усилено у обычных взрослых людей.
Методика-3. Эвдемоническая активность индивида, описываемая нашей моделью, предполагает наличие осмысленных целей, при которых меняется отношение к боли и страданиям – «неудовольствию» в гедонистическом понимании (поскольку гедонистический компонент ЛОКС занимает нижестоящее, подчиненное положение). Последнее было экспериментально подтверждено в проведенной нами серии полуструктурированных интервью со скалолазами в период 20.04 – 07.05. 2011г. в палаточном лагере у скалы Красный камень (Крым, Украина). В опросах приняли участие 27 скалолазов (24 мужчины и 3 женщины) в возрасте от 19 до 43 лет, тренировавшиеся на Красном Камне. Большинство ответов на вопрос «Для чего вы занимаетесь скалолазанием?» касались смысла жизни, саморазвития, личностного роста и духовности. Почти каждый воспринимал неприятные физические ощущения во время тренировок и между ними (а иногда и травмы) как существенную часть жизни скалолаза, как важный показатель роста и развития. Страх падения (срыва) на маршруте также нередко имел позитивный смысл, являясь «внутренним препятствием, которое следует преодолеть», «советчиком» или даже «полезным состоянием, которое порождает приятное возбуждение и дает дополнительную энергию». Преодоление тяжелого маршрута обычно вызывало также и гедонистическое удовольствие и радость, однако данные эмоции были сравнительно недолговечны: они обычно длились от нескольких минут до нескольких часов и исчезали с началом следующего, более сложного маршрута, уступая место эвдемоническим мыслям, чувствам, ощущениям.
Как показали интервью, большинство скалолазов считали обыденную, «мирскую» жизнь чересчур «легкой», недостаточно насыщенной, временами «фальшивой» и «суетливой». Ее удовольствиями можно было наслаждаться очень недолго, поскольку они «не давали ничего существенного телу и душе». С другой стороны, скалолазание расценивалось как «настоящая», хотя зачастую «нелегкая» жизнь, дававшая возможность полного функционирования.
Как видим на данных примерах, эвдемоническая (временами потоковая) активность на втором уровне ЛОКС ведет к «подчинению» Эгоизма, оставляя в то же время некоторое пространство и для гедонистических удовольствий, заполняющих недолгие «паузы» в основной деятельности. Налицо здоровье на первом, «телесном» уровне (связанное, помимо прочего, с жизнью и тренировками в «натуральных» природных условиях, а также очень умеренным питанием), так же как и наличие чувства принадлежности к скалолазному сообществу, что относится к третьему, социальному уровню концепции.
Полученные нами результаты полностью согласуются с идеями основателя логотерапии В. Франкла, считавшего страдание неотъемлемой частью жизни, придающим ей смысл [4]. В процессе психотерапии индивид учится трансформировать душевную боль в важный для себя опыт. В рамках ЛОКС данная идея отражается вышестоящим положением эвдемонических компонентов системы к гедонистическим, хотя последние и не исключаются полностью.
Выводы и заключение. Разработанный опросник ЗУЛУРЭГ позволяет диагностировать выраженность и взаимодействие основных компонентов теоретической модели ЛОКС, в то время как Эвдемонический Тренинг дает возможность усиливать эвдемоническую направленность личности, связанную с реализацией личностного потенциала.
Лица с максимальными показателями по шкале ЛУ явились наилучшими кандидатами для последующего изучения с помощью методик выборки переживаний (ESM), а также планируемых нейробиологических исследований эвдемонической активности. В настоящее время мы разрабатываем приемы психотерапии и самотерапии, основанные на 1) формировании и усилении защитных свойств Разумного Эгоизма; 2) «самоутешении»: позитивном разговоре субъекта с самим собой, основанном на осознании собственной Личностной Уникальности. Дальнейшая работа подобного рода позволит, как нам кажется, приблизиться к решению наиболее волнующих проблем психологии и духовной жизни в целом. Полученные теоретические и экспериментальные результаты являются примерами того, как древняя философия способна обретать новое, свободное и мощное дыхание в рамках современной психологии.
Список литературы.
1. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: жизнь во имя себя [Текст]. – Минск: изд-во «А. Н. Вараксин», 2011. – 112 с.
2. Левит Л. З. ЛОКС: между Фрейдом, Юнгом и Маслоу [Текст]. Минск: изд-во «А.Н. Вараксин», 2012а. – 120 с.
3. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья и «опросник ЗУЛУРЭГ»// Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Выпуск 2 (4), 2012б. – С. 38 – 48.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст]. М.:Прогресс, 1990.–368с.
5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия [Текст]. М.: «Класс», 2004. – 576 с.
6. Ryan R. M., Huta V., Deci E. L. Living well: A self-determination theory perspective on eudaimonia // Journal of Happiness Studies, 2008. – V. 9. – Pр. 139-170.
7. Waterman A.S., Schwartz S.J., Conti R. The implications of two conceptions of happiness (hedonic enjoyment and eudaimonia) for the understanding of intrinsic motivation // Journal of Happiness Studies, 2008. – № 9. – Рр. 41-79.