Левит Л.З. Психология счастья и проблема адаптации. // Адаптация и саморегуляция личности. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. М.: изд-во РУДН, 2011. С. 23 – 26.
Л. З. Левит
Психология счастья и проблема адаптации
С античных времён и до наших дней существуют два основных направления в исследованиях счастья - эвдемонизм (eudaimonia в англоязычной литературе) и гедонизм.
Традиция первого подхода берёт своё начало в деятельности Сократа, трудах Платона и Аристотеля и связана с реализацией индивидом собственных достоинств и добродетелей. Основополагающим является лозунг «Познай себя и стань тем, кто ты есть». Современные исследователи [Райян и Деси, 2008; Уотерман, 2008 и др.] выделяют три основные черты эвдемонического образа жизни, связанные с актуализацией субъектом своего «внутреннего духа» (дэймона): 1) осмысленное существование, 2) реализация личностного потенциала, «самовоплощение», 3) полное функционирование психики и организма.
Второй подход, гедонистический, основан на изучении субъективных переживаний радости, удовольствия, наслаждения, которые испытывает человек. Его основателем был древнегреческий философ Аристипп (4 в. до н.э.). Он считал чувственное наслаждение высшим благом для человека. Несколько десятилетий спустя идеи гедонизма получили развитие в трудах Эпикура, впоследствии – «второе дыхание» в Европе в период Ренессанса.
Основным «камнем преткновения» для гедонистического подхода как раз и является проблема адаптации (привыкания). Современными исследованиями [М.Селигман, 2008; Б.Шварц, 2005 и др.] доказана невозможность достижения длительного счастья путём погони за чувственными, материалистическими наслаждениями в связи с привыканием к ним, из-за которого удовольствия достаточно быстро «приедаются», мельчают. Однако гедонистический подход черпает силу в тенденциях потребительского общества, которое обещает индивиду всё большее наслаждение при увеличении консумеризма. Уход во всё больший «плюс» по шкале удовольствий (из-за появления всё новых «продвинутых» товаров на рынке) ведёт, с одной стороны, к ранее позитивным стимулам, постепенно становящимся нейтральными, а, с другой стороны, к нарастающей сенсибализации к негативным стимулам, к неудовольствию и, делая индивида всё более уязвимым, постепенно невротизирует его. Лавинообразный рост депрессий, тревожных расстройств и всевозможных аддикций в развитых странах является тому подтверждением. Тяга избалованного потребителя ко всё новым и сильным гедонистическим переживаниям, его стремление преодолеть нарастающую адаптацию усиливает болезненное переживание разрыва между желаемым и действительным.
Характерно, что вышеупомянутым расстройствам свойственно как раз состояние неудовольствия, что может рассматриваться как попытки природы восстановить разумный баланс различных эмоций, в том числе негативных.
Известно, что нечастые материально-чувственные наслаждения действительно способны на некоторое время повысить уровень субъективного благополучия человека, поскольку в этом случае не вызывают адаптации к ним и не создают зависимости.
Современные исследования дают в этом смысле интересную пищу для размышлений. Так, Уотерман показал, что примерно 80 процентов эвдемонических видов активности субъекта (в процессе деятельности) были также связаны с высоким уровнем гедонистического удовольствия (при успешном достижении результата).
Таким образом, эвдемония может и включает в себя гедонизм в качестве одного из сопутствующих продуктов. В то же время обратное невозможно: гедонистическая погоня за удовольствиями не только не ведёт к эвдемонии, но и уводит от неё. Как известно, достичь удовольствия можно быстро и просто – с помощью материального потребления (и последующей адаптации в качестве негативного эффекта). Чем сильнее стремится индивид форсировать получение удовольствия и избежать малейшей боли, тем более бессмысленной и тупиковой оказывается его жизнь.
В разработанной нами [Левит, 2008-2011] личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС) синтезированы
эвдемонический и гедонистический подходы при главенстве первого из них. Если гедонистическая тенденция выражена через концепт эгоизма (ЭГ), общего для человека и животных и связанного, в первую очередь, с удовлетворением низших, пищевого и сексуального инстинктов (так называемый «гедонистический» эгоизм»), то эвдемоническая активность характеризуется реализацией индивидом своей Личностной Уникальности (ЛУ), осуществляемой с помощью Разумного Эгоизма (РЭГ). Здоровье на биологическом уровне и Умеренность на социальном (в качестве первоначальной установки) способствуют самоактуализации личности).
Дополнительная актуальность и новизна связаны с системным характером ЛОКС, охватывающей телесный, психологический и социальный уровни функционирования человека. Концепция, состоящая из «суперконструктов» (Здоровье, Эгоизм, Разумный Эгоизм, Личностная Уникальность, Умеренность, Социальная Синергия) создаёт пространство для самых разных теорий личности – от гуманистических и трансперсональных до когнитивистски-ориентированных. Опросник ЗУЛУРЭГ, разработанный на основе ЛОКС [Левит, 2011b], позволяет исследовать выраженность её основных компонентов, а также системные взаимодействия между ними. С нашей точки зрения, ЛОКС в качестве новой парагдимы может служить «прототипом» для будущих теоретических и экспериментальных исследований в психологии счастья и в других областях.
На основе имеющихся знаний нами был разработан Эвдемонический тренинг, показавший свою высокую эффективность [Левит, 2011]. Дальнейшие направления работы связаны с нейробиологическим исследованием индивидов, имеющих максимальные и субмаксимальные показатели по шкале Личностной Уникальности, а также разработкой методик психологической (само)помощи, связанных с её осознаванием и усилением. Изучение одарённых подростков и молодёжи с помощью опросника ЗУЛУРЭГ позволит выработать обоснованные рекомендации и проводить коррекционно-педагогическую работу, нацеленную на их максимально успешную самореализацию.
Литература
Левит Л. З. Психология счастья: «Монте-Карло» или «папа Карло»? // Психотерапия и клиническая психология. Минск, 2009. №2. С. 42.
Левит Л. З. Счастье от ума-3. 3-е издание, дополненное и переработанное. Минск: Пара Ла Оро, 2010.
Левит Л. З. Формула счастья: поиск, создание, применение. Минск: А. Н. Вараксин, 2011а.
Левит Л. З. ЗУЛУРЭГ (пилотный вариант). Минск: 2011b.
Селигман М. Новая позитивная психология. Киев: София, 2006.
Шварц. Б. Парадокс выбора. М.: Добрая книга, 2005.
Ryan, R. M., Huta, V. and E. L. Deci: 2008, ‘Living well: A self-determination theory perspective on eudaimonia’, Journal of Happiness Studies 9, pp. 139-170.
Waterman, A. S., Schwartz, S. J. and R. Conti: 2008, ‘The implications of two conceptions of happiness (hedonic enjoyment and eudaimonia) for the understanding of intrinsic motivation’, Journal of Happiness Studies 9, pp. 41-79.