Левит Л.З. Эгоизм и смысл: о совместимости понятий. // Психология особистости. Психологична допомога особистости. Киив, 2014. Випуск 11. Частина 2. С. 26-45.
Эгоизм и смысл: о совместимости понятий
Левит Леонид Зигфридович
кандидат психологических наук, доцент
Центр психологического здоровья и образования (Минск, Беларусь), директор
Научный корреспондент лаборатории методологии и истории психологии Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Дом. адрес: 220030 Беларусь, Минск, ул.К. Маркса, 8-114
8 - 1037517 - 3278304, leolev44@tut.by
Аннотация. Впервые в мировой психологии проводится сравнительный теоретический анализ и экспериментальное исследование соотношения понятий «смысл» и «эгоизм». Делается вывод о наличии сходных черт в описаниях и определениях обоих конструктов. Обнаружены значимые умеренные и сильные положительные корреляции между шкалами «смысла» и «эгоизма» в проведенных автором исследованиях данных понятий с помощью методов выборки переживаний (ESM) практически у всех испытуемых. Проводится исследование и анализ положительных корреляционных взаимосвязей шкал авторского опросника «ЭЛУ Плюс» (Эгоизм, Личностная Уникальность) со шкалами опросника «Смысложизненных ориентаций» (СЖО). Полученные результаты, выявляющие «родство» эгоизма и смысла, существенно меняют принятые в экзистенциальной психологии и психотерапии представления, ассоциирующие понятие «смысл» преимущественно с «негативной» стороной человеческого существования. Полученные в исследовании результаты дают возможность выработать рекомендации, позволяющие избежать или существенно уменьшить повреждающее влияние жизненных кризисов, создают простор для принципиально новых теоретических построений в экзистенциальной и позитивной психологии.
Ключевые слова: личностная уникальность, смысл, эгоизм, счастье, самореализация, экзистенциализм, методы выборки переживаний, системный подход.
Summary. The investigation dealing with theoretical analysis and experimental exploration of the connectedness between the notions «meaning» and «egoism» is undertaken for the first time in world psychology. The author makes a conclusion about the presence of similar features in descriptions and definitions of both concepts. Significant moderate and strong positive correlations between the «egoism» and the «meaning» scales are discovered among all the participants of three ESM investigations conducted by Leonid Z. Levit. The positive connections between the scales of the author’s «ELU» Inquiry and «Meaningful Life Orientations» Inquiry are studied as well. The results obtained demonstrate a kind of kinship existing between egoism and meaning. They significantly change the contemporary existential views which associate meaning mostly with the negative side of a person’s being. The given results provide an opportunity to elaborate practical recommendations which help to eliminate or substantially decrease the damage brought by life crises. They also give a space for new theoretical constructions in existential and positive psychology.
Key words: personal uniqueness, meaning, egoism, happiness, self-realization, existentialism, experience sampling methods, systemic approach.
Введение. В 2006-2012 гг. нами была разработана «Личностно-ориентированная концепция счастья» (ЛОКС), в которой самореализация индивида, достижение им осмысленной, полноценной жизни описываются через взаимодействие двух систем – «Личностной Уникальности» и «Эгоизма» [3; 4; 9; 15]. Каждая система состоит из 4-х уровней, соответствующих (снизу вверх) «организму», «индивиду», «личности» и «индивидуальности». Одновременно с этим, каждый уровень представляет собой определенный этап человеческого развития – от рождения до зрелой самореализации. Обе системы развиваются от уровня к уровню и, соответственно, меняется характер взаимодействия между соответствующими друг другу «по горизонтали» уровнями каждой из них, связанный с осуществлением тех или иных жизненных задач (рис. 1).
Вначале кратко опишем ось «Личностная Уникальность». На первом, биологическом уровне она представлена помещенной в скобки и в кавычки буквой «У» (Уникальность), что подразумевает некий «природный дар», задатки, имеющиеся в индивиде от рождения. На следующем, втором уровне (жизненном этапе, обычно ассоциируемом с молодостью), задатки постепенно превращаются в способности, т. е. заложенные в индивида предпосылки начинают актуализироваться. В данный период у молодого человека обычно имеется ряд трудностей, связанных с недостаточной личностной зрелостью и ответственностью. Положение начинает исправляться на третьем этапе, когда субъект приобретает мотивационно-личностные компоненты регуляции, позволяющие преодолевать препятствия «внутри» собственной деятельности и настойчиво стремиться к достижению поставленных целей. Наконец, на четвертом этапе (если таковой наступит) видим зрелую Личностную Уникальность, реализация которой и способствует достижению высших ценностей человеческого существования.
Теперь опишем систему «Эгоизм» и ее развитие. Первый «этаж» составляет так называемый «Биологический Эгоизм» (БиоЭГ), родственный у человека и животных и отвечающий за выживание индивида. Это «телесный» уровень организма, связанный с генетической полноценностью и нормальной работой систем жизнеобеспечения. На осознаваемом уровне нормально функционирующий БиоЭГ может расцениваться субъектом в качестве собственного здоровья.
Рис. 1. ЛОКС
Второй уровень, так называемый «Базовый Эгоизм», частично представлен в сознании и чем-то аналогичен фрейдовскому Ид. Базовый ЭГ относится к уровню «индивид» и отвечает за самоутверждение человека, его желанние реализации собственных интересов и потребностей. В контексте стремления субъекта к счастью, на втором уровне «берет начало» гедонистический эгоизм, связанный с получением «фундаментальных» удовольствий в процессе удовлетворения «основных инстинктов» – пищевого и полового.
Человек – существо общественное, поэтому третий уровень (У3) системы ЭГ представлен понятием «Разумного Эгоизма» (РЭГ), ранее упомянутого в данной главе, но в значительной мере переопределенного в окончательном варианте ЛОКС. Подобно тому, как Биологический (и до некоторой степени Базовый) Эгоизм способствуют приспособлению и самосохранению индивида в «природных» условиях, Разумный Эгоизм (соответствующий стандартному определению личности как продукту общественных отношений) позволяет успешно адаптироваться к жизни в обществе, создавая возможности для социальной реализации индивида, достижению своих целей с учетом интересов других людей. Здесь же располагаются возможности для получения «высших», сугубо человеческих удовольствий – художественных, альтруистических и т.д.
Наконец, четвертый уровень ЛОКС связан с высшими формами эгоизма (зрелого индивидуализма), когда субъект, пройдя три предыдущих этапа, принимает осознанное решение посвятить свою жизнь уникальной самореализации. Имеет место ограничение потенциально негативных (преимущественно гедонистических) сторон «низшего», Базового Эгоизма с его «принципом удовольствия», а также существенная переориентация Разумного Эгоизма на третьем уровне системы. Если РЭГ организовывает окружающую среду (environment) для индивида как члена общества, то «Высший Эгоизм» четвертого уровня создает наиболее подходящее окружение для реализации ЛУ индивида.
Именно в этой «высокогорной» зоне закладываются мотивационные предпосылки эвдемонической жизни. Если на четвертом уровне другой системы к этому времени сформировалась зрелая Личностная Уникальность, происходит контакт, «вспышка», в результате которой возникает качественно иная субстанция, которую мы в рабочем порядке называем «Сверхреализацией». В ней «умещаются» «пиковые» и «плато» переживания А. Маслоу, потоковые состояния М. Чиксентмихайи, индивидуация К. Юнга, древние и современные концепции эвдемонии, и, вероятно, различные формы необычного опыта, связанные с духовной практикой субъекта. Функция Высшего Эгоизма по-прежнему заключается в его защитных (от внешних помех) и мотивирующих (для ЛУ) свойствах, позволяющих индивиду стремиться к максимуму, выходя за собственные пределы. Вначале ЭГ-4 обращается внутрь, входит в контакт со своей ЛУ, а затем всемерно способствует ее развитию и реализации во внешнем мире.
Глубокая поглощенность человека своим делом, своим предназначением, кажущаяся со стороны «эгоистической», на самом деле означает движение по «пути совершенства», связанного с реализацией Личностной Уникальности – своей «идеальной» части. Именно подобная, действительно полноценная жизнь, отражающая идеи эвдемонии, представляет собой единственно возможную, хотя и нелегко достигаемую альтернативу потребительскому «счастью» – массовому гедонизму, в который скатывается большая часть населения по мере роста материального благосостояния.
Постановка проблемы и сравнительный анализ. Неожиданные черты сходства в понятиях «смысл» и «эгоизм» мы заметили не сразу. Первым «звонком» оказались результаты исследования, проведенного нами весной – летом 2012 года с помощью метода выборки переживаний [6; 7]. Анкета, которую четверо испытуемых заполняли каждые два часа на протяжении двух недель, включала оценку внутренних состояний по шкалам, представлявшим основные «теории счастья», существующие в современной позитивной психологии. Поскольку понятие «смысл» (meaning), так же как и вся наша концепция, имеет отношение к эвдемоническим теориям современной позитивной психологии [10], оно было представлено в анкете ESM-2 шкалой «Свой выбор». В следующем исследовании ESM-3 шкала «смысла» получила более точное название: «Отвечает моим ценностям, имеет смысл для меня». Шкале «эгоизма» мы дали название «Польза, выгода для себя» (в противоположность шкале «Польза, выгода для других», измерявшей альтруистические тенденции).
Статистический анализ, проведенный по результатам исследования, показал довольно высокие корреляции между шкалами «смысла» и «эгоизма» у всех испытуемых, причем данные взаимосвязи еще больше увеличивались в ситуациях, которые испытуемые отнесли к «потоковым», достигая значений 0,81. Проведенный факторный анализ также показал отнесенность шкал «Свой выбор» и «Польза для себя» к одному фактору [7]. В определенный момент мы даже в шутку подумали, что шкалу «Свой выбор» можно было переименовать в «Свой эгоистический выбор. В исследовании ESM-3 положительные корреляции между шкалами «смысла» и «эгоизма» были еще сильнее и варьировались в пределах от 0.52 до 0.93 также у всех испытуемых.
Поэтому дальнейшие наши усилия были связаны с прояснением возможного идейного сходства терминов «эгоизм» и «смысл». Незадолго до этого вышла статья, в которой нами был проведен подробный анализ понятия «эгоизм» и его уровней – в том числе, в рамках ЛОКС [5].
Прежде всего, определим эгоизм как «теорию, согласно которой «Я» индивида является или должно являться основой мотивации и целью его собственных действий» [16]. В этом случае все наши «конечные желания» (ultimate desires) направлены на самих себя. Вполне вероятно, что желания подобного рода индивид будет воспринимать как глубоко осмысленные (для себя, разумеется).
Для большего «погружения в тему» мы также решили обратиться к фундаментальному труду Д. А. Леонтьева «Психология смысла», в котором приведены многочисленные подходы к понятию «смысл» и его определения в философии и психологии [12]. Чтение наше было пристрастным: мы искали (и находили) трактовки и описания, которые в некоторой, равной или, возможно, даже большей степени могли быть применены и к понятию «эгоизм».
Из-за недостатка места приведем лишь несколько примеров проделанного нами сравнительного анализа. Итак, понятие «смысл» позволяет преодолеть существующие в психологии бинарные оппозиции типа «аффект – интеллект», «академическая психология – прикладная психология» и т. д. Поэтому данный термин может претендовать на более высокий методологический статус, на роль центрального понятия [12, с. 4], выступать в качестве предельной категории [с. 50]. С нашей точки зрения, все вышеприведенные определения (даже в большей степени) могут быть отнесены и к термину «эгоизм», признаваемому в качестве возможной «первопричины» всей человеческой активности. Говоря о многозначности понятия «смысл» [с. 74], отметим, что «эгоизм» не менее многозначен. Подобно тому, как Р. Баумейстер и К. Вохс говорят о разных уровнях смысла [13], мы отмечаем разные уровни эгоизма, описывая систему «ЭГ» в ЛОКС.
В гуманистической трактовке понятие «смысл» выступает как потенциал развития, как возможность [12, с. 114]. В рамках нашей концепции высший уровень системы «Эгоизм» способствует реализации потенциала субъекта, его «Личностной Уникальности». Напомним, что одним из основных признаков эвдемонии как полноценного, счастливого существования, признается осмысленная жизнь – наряду с реализацией личностного потенциала и полным функционированием субъекта.
Стремление человека к поиску и реализации смысла собственной жизни представляет, с точки зрения В. Франкла, врожденную мотивационную тенденцию [12, с. 38]. В этой связи хочется отметить, что эгоизм также трактуется в качестве врожденной субстанции, способствующей выживанию индивида и в значительной степени определяющей его мотивацию. Существенно, что в различных теориях подобного рода эгоизм может трактоваться как единственная конечная мотивация, на которой произрастают другие, «инструментальные» мотивы и ценности. Если, с точки зрения В. Франкла, нахождение смысла является вопросом человеческого призвания [12, с. 38], то в нашей концепции реализация субъектом «Личностной Уникальности» с помощью «Высшего Эгоизма» четвертого уровня и есть осуществление его призвания.
Тем не менее, нахождение общих черт между обоими понятиями может показаться необычным и контринтуитивным. С нашей точки зрения, причины подобного отношения лежат, главным образом, в моральной сфере. Как уже отмечалось, термин «эгоизм» имеет многочисленные негативные импликации в общественном и научном сознании, в то время как «смысл» всегда трактуется позитивно. Для некоторых «ревнителей морали» это все равно, что сравнивать отличницу с хулиганом, совмещать гений и злодейство…
Приведем несколько подтверждений вышесказанному. Как указывает А. Уотерман в книге «Психология индивидуализма», «считается, что продвижение индивидом собственных интересов порождает отчуждение, поскольку другие люди рассматриваются только как объекты манипуляции, предпринимаемой в личных целях… Претензии к индивидуализму, что он, якобы, ведет к отчуждению между людьми, звучат со стороны как социалистов, так и экзистенциальных философов [17, p. 7]. Вот что отмечает в данной связи П. Вонг: «Экзистенциальная перспектива фокусируется на способности человека жить на темной стороне существования, включающей страдание, бессмысленность, одиночество и смерть, а также создание смысла с помощью храброго выбора и творческих действий. По контрасту позитивная психология подчеркивает позитивные переживания и эмоции в качестве основ достойной жизни» [18, p. 3].
Как известно, эгоистическое поведение нередко ассоциируется с погоней за счастьем – основной темой, интересующей позитивную психологию [3; 4; 5]. Однако мы снова хотим подчеркнуть, что ЛОКС выявляет качественно различные уровни эгоизма, причем высшие «этажи» существенно отличаются от низших, хотя и построены на их основе. С нашей точки зрения, люди неспособны избежать собственного эгоизма (да им и не следует этого делать), однако они могут научиться делать выбор в пользу его более зрелых форм, связанных с реализацией Личностной Уникальности и достижением осмысленной жизни.
Продолжим анализ теоретических противоречий, существующих между понятиями «смысл» и «эгоизм». О. Флэнаган в своей монографии отмечает, что нахождение смысла в материалистическом мире становится «действительно тяжелой проблемой» [14]. Итак, мы снова видим оппозицию между «духовным» (смысл) и «материальным», нередко ассоциируемым с людским эгоизмом.
Можно привести немало других примеров, поддерживающих одну из вышеупомянутых точек зрения. «Тень эгоизма», падающая на понятие «смысл» и соответствующие ему экзистенциальные направления, способна, на наш взгляд, существенно изменить научный ландшафт в данной области знания. С этой целью мы в марте 2013 г. провели экспериментальные исследования по изучению взаимосвязей между шкалами опросника «Смысложизненных ориентаций» (сокращенно «СЖО») [11] и шкалами систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» (авторский опросник «ЭЛУ Плюс»).
Описание методики. Опросник «ЭЛУ Плюс» (Эгоизм, Личностная Уникальность – далее «ЭГ» и «ЛУ») состоит из 6 шкал, содержащих 127 утверждений (ответы «верно» и «неверно»). Шкалы 1, 2, 3 и 4 измеряют четыре соответствующих уровня системы «ЭГ» - «биологический», «базовый», «разумный» («социальный») и «высший». Шкала 5 («зрелая ЛУ») измеряет четвертый, высший уровень развития системы «Личностная Уникальность». Шкала 6 («Сверхреализация»), представляющая собой «вершинный синтез» систем «ЭГ» и «ЛУ», измеряет степень индивидуальной самореализации. Так же как и его «предшественники», «ЗУЛУРЭГ» и «ЭЛУ», опросник «ЭЛУ Плюс» неоднократно проверялся и дорабатывался [1; 8].
Испытуемые. Выборку исследования составили 98 человек: 58 студентов заочного отделения МГЭИ (Международный гуманитарно-экономический институт) г. Минска, специальность «Экономика и управление на предприятии», и 40 человек студентов заочного отделения РИПК (Республиканский институт повышения квалификации) г. Минска, специальность «Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы Минтруда и социальной защиты». Из них 78 человек (80%) женского пола и 20 человек (20%) мужского пола. Возраст испытуемых колебался от 21 до 47 лет и в среднем составил 30 лет (стандартное отклонение 6,5).
Тестирование проводилось в марте 2013 года. Каждый испытуемый заполнял бланки обоих тестов сразу. Тестирование было анонимным, требовалось указать только пол и возраст.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Табл. 1 Корреляции между шкалами опросников «СЖО» и «ЭЛУ Плюс»
|
Биологический ЭГ |
Базовый ЭГ |
Социальный ЭГ |
Высший ЭГ |
Зрелая ЛУ |
Сверхреализация |
Цели |
0,27 |
-0,31 |
-0,07 |
0,18 |
0,30 |
0,08 |
Процесс |
0,44 |
-0,25 |
-0,18 |
0,25 |
0,35 |
0,12 |
Результат |
0,35 |
-0,27 |
-0,03 |
0,23 |
0,32 |
0,18 |
Локус Я |
0,36 |
-0,20 |
-0,05 |
0,26 |
0,32 |
0,23 |
Локус Жизнь |
0,25 |
-0,25 |
-0,07 |
0,18 |
0,30 |
0,20 |
Общий показатель СЖО |
0,39 |
-0,29 |
-0,11 |
0,23 |
0,34 |
0,23 |
Примечание. Жирным шрифтом выделены умеренные значимые корреляции, курсивом – слабые значимые связи.
Краткое обсуждение результатов. Первой неожиданностью оказались многочисленные умеренные положительные корреляции между шкалой 1 опросника «ЭЛУ Плюс» и шкалами опросника «СЖО». Шкала 1 фиксирует «врожденный», биологический эгоизм человека, воспринимаемый им как отсутствие внутренних помех для самореализации и собственное здоровье. Соответственно, довольно необычным (хотя отнюдь не примитивным) выводом является предположение о возможном укреплении физического здоровья индивида в качестве одной из «асимметричных» мер борьбы с экзистенциальным вакуумом и логоневрозом.
Шкала 2 опросника «ЭЛУ Плюс» отражает «Базовый» Эгоизм в наиболее стандартном понимании указанного термина – как стремления индивида к скорейшей реализации собственных интересов (и получения удовольствия) без учета интересов других людей. Здесь мы видим отрицательные корреляции со шкалами опросника «СЖО», что позволяет предполагать взаимосвязь между отсутствием смысла жизни и прямолинейно-эгоистической (и материально-гедонистической) ориентацией индивида (что в принципе, так или иначе подчеркивается в работах по экзистенциализму).
Шкала 3, фиксирующая так называемый «Разумный» («социальный») Эгоизм, способность индивида соотносить реализацию собственных интересов с интересами других людей, не показала значимых корреляций со шкалами опросника «СЖО», что, в частности, может еще раз косвенно подчеркивать трудности достижения смысла жизни через социальную активность.
Шкала 4, фиксирующая «Высший» Эгоизм (зрелый индивидуализм), так же как и Шкала 5 (зрелая Личностная Уникальность) имеют много положительных слабых и умеренных корреляций со шкалами опросника «СЖО», что может говорить о связи между ощущением и/или реализацией индивидом своего уникального потенциала с обретением смысла жизни. Вывод может показаться достаточно банальным – однако не в связи с понятием «эгоизм», даже если речь идет о его «высших» уровнях или формах.
Наконец, шкала 6 (Сверхреализация), представляющая собой синтез взаимодействия высших уровней систем «ЛУ» и «ЭГ» в ЛОКС, имеет лишь две слабые положительные корреляции со шкалами опросника «СЖО» (так же как практически не имеет значимых корреляций и со шкалами других использованных нами опросников), что позволяет предполагать определенную уникальность выявленного конструкта.
В связи с многочисленными значимыми корреляциями между шкалами «смысла» и шкалой «Личностной Уникальности», хотим отметить следующее. Как отмечают Р. Баумейстер и К. Вохс, понятие смысла жизни позволяет индивиду приобрести важное для него ощущение внутренней стабильности по отношению к постоянно меняющемуся внешнему миру и собственному физическому существованию [13, p. 609]. С нашей точки зрения, представление человека о наличии у себя врожденной (а значит, уже существующей внутри) Личностной Уникальности, реализация которой позволяет, помимо прочего, обрести и смысл жизни, представляет еще более надежную «точку опоры» и (при необходимости) источник самоутешения. Последнее воплощено в разработанной нами Терапии Личностной Уникальностью – ЛУТ [2].
Предварительные выводы.
1) Понятия «смысл», «эгоизм» и «личностная уникальность» имеют ряд важных линий пересечения (или, если угодно, областей перекрывания). Взаимосвязь первых двух концептов кажется особенно интересной, поскольку кажется контринтуитивной для экзистенциального психолога и опровергает традициооно негативные трактовки термина «эгоизм». Связка «эгоизм - смысл» укрепляется в ситуациях и видах активности, ассоциируемых с высоким уровнем субъективного благополучия. И наоборот: стремление человека отыскать смысл в жизни может усилить его «Высший» Эгоизм и ощущение своей Личностной Уникальности, реализация которой необходима для достижения полноценной, счастливой жизни.
. 2) Понятия «эгоизм» и «смысл» имеют ряд схожих определений, описаний и общих характеристик. Не исключено, что «эгоизм» является одним из предшественников «смысла». И то и другое понятие одинаково отвечает на вопрос «Для чего живет человек?» – «Для себя».
Таким образом, мы можем предложить научно обоснованные возможности нахождения смысла во время типичных экзистенциальных кризисов, когда индивиду приходится терпеть тяжелые условия жизни и справляться с внутренними негативными состояниями, вызванными потерями или другими неприятными событиями. Результаты наших ESM-исследований демонстрируют, что лучшим выбором для человека в подобных ситуациях будет участие в той или иной специфической активности связанной с получением «пользы для себя» и реализацией ЛУ в самом широком смысле. Работа психолога В. Франкла и философа В. Татаркевича над книгами в немецких концлагерях является примером вышесказанному.
3) Укрепление индивидом собственного здоровья, отсутствие телесных помех и ограничений для самореализации, как ни банально это звучит, способно усиливать ощущение осмысленности существования или, по крайней мере, препятствовать возникновению экзистенциального вакуума. В рамках обсужденного выше противоречия, здоровье, разумеется, ассоциируется нами с позитивной стороной человеческого существования.
4) Большая опора субъекта на реализацию высшей формы собственного эгоизма, (так же как и ощущаемой личностной уникальности), способна, очевидно, уменьшить экзистенциальный вакуум, в то время как опора на «базовую» форму эгоизма, традиционно понимаемую и описываемую в советской и современной русскоязычной психологии, способна данный вакуум усилить. Речь, таким образом, идет о достаточно тонком балансе в способах реализации индивидом собственных интересов.
5) Взаимосвязь между «эгоизмом» и «смыслом» усиливается в состояниях высокого субъективного благополучия, в частности в потоковых. Но поскольку, как было установлено в наших исследованиях ESM-2 и 3, потоковые состояния характеризуются подъемом и других шкал, относящихся к иным теориям счастья в позитивной психологии, можно предполагать, что понятие «счастье» включает в себя не только «смысл», но и высшие формы эгоизма человека. Также возможно, что следование этим высшим формам эгоизма как раз и создает смысл жизни.
В любом случае, наличие многочисленных корреляций (сильных в наших исследованиях ESM и умеренных между шкалами опросников «СЖО» и «ЭЛУ Плюс») свидетельствует о взаимной «поддержке», существующей между обоими понятиями. «Высший» Эгоизм четвертого уровня в структуре ЛОКС может вести к ощущению смысла. В свою очередь, желание обрести смысл собственной жизни и реализовать себя способно усиливать ЭГ-4 и ЛУ-4.
Отвечая на поставленный О. Флэнаганом вопрос о возможности нахождения смысла в материалистическом мире, снова отметим, что именно ЭГ-4 имеет, с одной стороны, «материальные корни», а с другой, – представляет собой высший уровень развития системы «ЭГ», вследствие чего и вступает в контакт с «духовной» ЛУ, способствуя ее успешной актуализации. «Высший Эгоизм», в наибольшей степени ассоциирующийся с осмысленной жизнью, появляется (или не появляется) в более старшем возрасте – как и возрастающая тяга субъекта к обретению смысла собственного существования.
Не забудем, что максимальное количество значимых корреляций в таблице 1 с понятием «смысл» имеет не «Эгоизм», а «Личностная Уникальность». Это служит одним из аргументов в пользу того, что смысл не исчерпывается эгоизмом, даже включающим свои высшие формы. В рамках ЛОКС, полностью осмысленному существованию индивида соответствует согласованная работа высшего уровня обеих систем. В понятии «смысл» можно углядеть как некоторые эгоистические тенденции («смысл мне полезен, выгоден») так и идею собственного уникально-личностного предназначения («моя неповторимая жизнь имеет единственный в своем роде смысл). И наоборот, «экзистенциальный вакуум» – одно из основных понятий логотерапии – может быть истолкован как отсутствие контакта индивида с собственной Личностной Уникальностью. Между прочим, распространение подобного явления на почве всевозрастающего материального потребления прекрасно стыкуется с представлениями о гедонизме низших уровней системы «ЭГ» [3; 4; 5; 9; 15].
Заключение. Теперь на «наивный» вопрос клиента «В чем смысл жизни?» психолог не обязан требовать от клиента вспоминать франкловские ценности созидания, переживания, отношения. Он способен дать более определенный ответ, основанный на результатах данных исследований, а именно: «В обнаружении и реализации собственного уникального потенциала» (чему также помогут здоровье и «высшие» формы эгоизма как способности творить собственную жизнь и не бояться этого). Отметим, что нами уже разработана система «Терапии Личностной Уникальностью» (ЛУТ), позволяющая индивиду быстрее преодолевать дистрессы, вызванные внешними кризисами, с помощью «защитного» осознавания ЛУ – собственного «внутреннего сокровища». Теперь логотерапия «по В. Франклу» может не просто включать пассивные «воспоминания» клиента о достигнутых жизненных ценностях, но их активное достижение в ходе обнаружения и реализации собственной личностной уникальности [2].
Имеется и вторая часть ответа – чего делать не следует. Прямолинейно-эгоистическая погоня за материалистическими удовольствиями действительно способна породить в будущем экзистенциальный тупик. «Общественная» же самореализация, по крайней мере, в рамках проведенного исследования, не обещает каких-либо ясных перспектив.
Автор видит лишь одно серьезное препятствие на пути практической реализации данных положений. Его проще описать, обратившись к результатам, полученным М. Чиксентмихайи с соавторами при исследованиях потока, в соответствии с которыми, люди в большинстве своем предпочитают простые и быстрые удовольствия, хотя и рискуют при этом дальнейшим снижением настроения и другими негативными последствиями. Это означает невозможность достижения потоковых состояний, требующих предварительного высокого уровня развития навыков, а также достаточно высокой сложности выбираемых заданий в определенной активности. Хотя, как доказано в наших исследованиях ESM-2, достижение потоковых состояний автоматически ведет к подъему почти всех остальных показателей субъективного благополучия, изучаемых другими теориями счастья. Увы, люди в большинстве своем не хотят честно «заработать» свое счастье; они желают побыстрее, хотя и ненадолго получить один из его суррогатов.
Примерно те же трудности могут возникнуть и в данном случае: обнаружение собственного «внутреннего сокровища» (личностной уникальности), контакт со своей идеальной частью и ее реализация – дело намного более долгое и трудное, а потому непривлекательное, чем шоколадный батончик во рту, «решающий все проблемы».
Так или иначе, «свадьба» между одним из наиболее «возвышенных» понятий в современной психологии (смысл) с одним из наиболее негативно нагруженных терминов (эгоизм) состоялась. Смысл – «эгоистичен»; эгоизм на своем высшем уровне – «осмыслен». «Плоды» подобного союза могут, на наш взгляд, оказаться необычными и интересными с точки зрения дальнейших исследований.
Литература
1. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья и «опросник ЗУЛУРЭГ» // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. Выпуск 2 (4). С. 38 – 48.
2. Левит Л.З. Терапия Личностной Уникальностью: теоретическое обоснование проекта // Тенденции и инновации современной науки. Материалы Международной научно-практической конференции (тезисы докладов). Краснодар, 2012. С. 47.
3. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: краткая история. // «Психология и психотехника». 2012. №8. С. 78 – 86.
4. Левит Л. З., Радчикова Н. П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный Психологический Журнал. 2012. №2 (8). С. 81 – 90.
5. Левит Л. З. Счастье, эгоизм, альтруизм: парадоксы взаимодействия // Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика». 2012. №7. С. 10 – 19.
6. Левит Л. З., Радчикова Н. П. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследовании эвдемонических и гедонистических компонентов субъективного благополучия // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / отв. ред. В. А. Барабанщиков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 368 – 373.
7. Левит Л. З. Исследование компонентов «эвдемонии», «потока», «счастья» и «не-счастья» методом выборки переживаний (ESM) // // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. Выпуск 4 (6). С. 22 – 50.
8. Левит Л.З. Тренинг и диагностика компонентов эвдемонической активности индивида // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов Седьмой международной научно-практической конференции. Часть 2. – Саратов-Вольск: «Изд-во Наука», 2013. С. 72-79.
9. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 102 – 111.
10. Левит Л. З. Эвдемония: жизнь для героя // Современная зарубежная психология. 2013. №1. С. 69 – 77.
11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла. 2-е изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
13. Baumeister, R.F., Vohs, K.D. (2001). The Pursuit of Meaningfulness in Life. In: C.R. Snyder & S.J. Lopez (eds), Handbook of Positive Psychology. Oxford: Oxford University Press.
14. Flanagan, O.J. (2007). The Really Hard Problem. Cambridge, Massachussets: A Bradford Book.
15. Levit L. Z. Happiness: Person-Oriented Conception // International Journal of Advances in Psychology. Vol. 1. Iss. 3. November, 2012. Pp. 46 – 57.
16. Mosley A. Egoism // Ethics, Mind and Cognitive Science. Originally published: August 7, 2005. P. 1–7.
17. Waterman, A.S. (1984) The Psychology of Individualism. New York: Praeger.
18. Wong, P.T.P. (2012). Toward a Dual-Systems Model of What Makes Life Worth Living // The Human Quest for Meaning (2nd ed.). New York: Routledge. Pp. 3 – 22.
Приложение. Опросник «ЭЛУ Плюс»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ
Данная брошюра содержит утверждения, касающиеся вашего характера и ваших интересов. К брошюре прилагается бланк с вариантами ответов (В – верно, Н – неверно). Пожалуйста, напишите свою фамилию и другие сведения о себе в верхней части бланка.
Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к вам. Если вы СОГЛАСНЫ с прочитанным утверждением (неважно, подано ли оно в утвердительной или отрицательной форме), значит, оно ВЕРНО по отношению к вам. Несогласие с утверждением означает, что оно по отношению к вам НЕВЕРНО.
Если вы выбрали ответ ВЕРНО (буква В), то обведите её кружком на бланке ответов рядом с соответствующим номером. Если утверждение по отношению к вам НЕВЕРНО - обведите кружком букву Н.
Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, ни одного не пропускайте. Если какие-либо утверждения вам будет трудно отнести к себе, постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор.
Если какое-либо утверждение по отношению к вам может быть и верно и неверно, выбирайте тот вариант, который бывает чаще либо более актуален в настоящий период жизни.
Помните, что любое утверждение, смысл которого по отношению к себе вам неясен, или которое вы не можете считать верным по отношению к себе, следует автоматически расценивать как Неверное.
Ни одно утверждение не является «плохим» или «хорошим» - возможны любые варианты, поэтому не бойтесь ошибиться в выборе. Не тратьте время на лишние размышления. Наиболее естественен тот вариант ответа, который первым приходит в голову. Постарайтесь потратить на заполнение теста не более тридцати минут.
По окончании заполнения бланка ещё раз проверьте, нет ли пропущенных утверждений, а затем произведите подсчёт баллов для каждой шкалы по ключу в конце брошюры. Если указанный в ключе вариант совпадает с вашим, добавьте в результат по этой шкале один балл (+1). При несовпадении ничего не добавляйте (0). Количество баллов по каждой шкале равно количеству совпадений ключа с вашими ответами. Итоговые показатели по шкалам запишите в соответствующие строки внизу бланка для ответов. По окончании тестирования сдайте брошюру и бланк опросника вашему преподавателю.
Результаты тестирования сохраняются в тайне. При желании вы можете получить консультацию по ним у вашего преподавателя (у психолога).
Желаем успеха!
Тест
1. Хорошее самочувствие и работоспособность позволяют вам достигать максимума в своем деле.
2. Ваши желания и потребности являются для вас законом.
3. Вы умеете проявлять гибкость в отношениях с людьми, чтобы получить то, что вам надо.
4. Вы гордитесь своими интересами, хотя они и отличают вас от остальных людей.
5. Вы хорошо чувствуете и понимаете ваше уникальное жизненное предназначение.
6. Благодаря использованию своего внутреннего потенциала вы получаете много радости в своих занятиях.
7. Вы чувствуете себя хорошо физически подготовленным к преодолению трудностей.
8. Иногда другим людям бывает сложно определить, занимаетесь вы работой или игрой.
9. Вы стараетесь побыстрее получить от жизни все самое лучшее
10. Бывает полезно соблюдать общественные и этические нормы ради достижения своих собственных целей.
11. Вы готовы отстаивать свою непохожесть на других людей.
12. По большей части вы ощущаете свою внутреннюю «запутанность» или «пустоту».
13. Вы получаете истинные наслаждения благодаря своему «высшему Я».
14. Вы строите свою жизнь, основываясь на ощущении индивидуальной «внутренней правоты», даже если другие люди с вами не согласны.
15. Теперь вас меньше влекут обычные удовольствия, поскольку вы тратите больше времени на самосовершенствование.
16. Вы не ощущаете каких-либо особых ограничений, связанных с состоянием вашего здоровья.
17. То, чем вы занимаетесь, может быть расценено в равной мере и как эгоизм и как альтруизм по отношению к другим людям.
18. Вы способны получить выгоду за счёт другого человека, просто «использовав» его.
19. Как правило, не стоит подробно рассказывать окружающим о своём личном интересе или желании.
20. Вы успешно действуете в одиночестве, если уверены в своей правоте.
21. Развитие и реализация своего внутреннего потенциала не является главной целью вашей жизни.
22. У вас есть небольшой круг близких друзей, единомышленников, разделяющих с вами ценности самореализации.
23. Вы не склонны систематически заниматься улучшением своего здоровья, поскольку оно ни на что не влияет.
24. Чувственные удовольствия (например, связанные с сексом или вкусной пищей) играют основную роль в вашей жизни.
25. Получая то, что вам надо от других, вы стараетесь сделать что-то полезное и для них.
26. Вы занимаетесь своим делом не для того, чтобы побыстрее прославиться или достичь материального успеха: для вас существуют другие внутренние ориентиры.
27. У вас есть способности (таланты), свойственные только вам.
28. Вы хорошо понимаете свои истинные цели в жизни, которую ведёте.
29. Вы способны настойчиво стремиться к достижению цели, которую считаете важной для себя, даже если другие люди считают ее неверной.
30. Главным фактором вашего развития является ваша собственная активность и постоянный труд, а не помощь со стороны.
31. Неважное самочувствие ограничивает ваши способности и достижения.
32. Окружающий мир сулит вам много наслаждений – надо только уметь их взять.
33. Иногда вы оказываете людям безвозмездную помощь, поскольку вам приятна их благодарность.
34. От своей творческой активности вы получаете много радости и при этом не мешаете другим людям.
35. То, над чем вы упорно трудитесь, отражает ваши собственные ценности.
36. Ваш «внутренний голос» помогает вам делать правильный для себя, хотя и нелёгкий выбор.
37. Некоторые виды деятельности, которые вас интересуют, весьма сложно освоить, но вас это не пугает.
38. Ваши внутренние возможности и умение их использовать − ваше главное достоинство.
39. Знание и реализация своих сильных сторон позволяет вам не только продуктивно трудиться, но и получать радость от жизни.
40. Ваше здоровье не хуже или даже лучше, чем у большинства ваших знакомых.
41. Любовь к себе у вас на первом месте.
42. Благодаря общению и контактам с другими людьми вы получаете от жизни больше всего удовольствий.
43. Вы ведёте глубоко осмысленную жизнь, поскольку реализуете свои сильные стороны, имеющиеся только у вас.
44. Творческий труд, которому вы посвящаете себя, позволяет забыть повседневные житейские заботы.
45. Вас не только не останавливает, но наоборот привлекает трудность задания или дела, которое вы сами выбрали.
46. Вас огорчает, что большинство людей не стремятся к саморазвитию и ведут из-за этого скучную жизнь.
47. В своей жизни вы подчиняетесь внешним силам (людям, обстоятельствам), поскольку недостаточно ощущаете собственные возможности.
48. Большинство ваших жизненных выборов (по крайней мере, с 15-16 лет) делали вы сами, даже если окружающие были иного мнения.
49. Во время отпуска вы предпочитаете пассивный, «пляжный» отдых активному времяпрепровождению.
50. Человек, который заработал много денег, должен побыстрее получить максимум удовольствия.
51. Взаимозависимость между людьми позволяет каждому получать от другого то, что ему нужно.
52. Некоторые выбранные вами занятия требуют предельной концентрации внимания и полной самоотдачи.
53. Нередко вы полностью «забываете себя», «растворяетесь» в деле, которым занимаетесь.
54. Вы чувствуете, что именно в жизни соответствует вашим склонностям, а что − нет.
55. На работе (в учебе) вы способны выдерживать большие нагрузки благодаря крепкому организму.
56. Интересы и ценности других людей, даже близких, не имеют для вас особого значения.
57. В целом вы удовлетворены тем, как устроились в жизни и обществе.
58. Вы считаете свою личностную неповторимость тем единственным сокровищем, которое выведет вас на дорогу к истинному счастью.
59. Трудность того, что вы любите делать, увеличивает ваши силы в процессе деятельности.
60. Некоторые люди считают вас самонадеянным, чересчур уверенным в себе и оторвавшимся от реальной жизни человеком.
61. Когда вам удается по-настоящему проявить себя в трудной деятельности, вы испытываете большую радость.
62. Ради занятия по призванию вы практически не замечаете жизненные неприятности и неудобства.
63. Смысл, который есть в вашей жизни, не подходит никому кроме вас.
64. Занятия «своим» делом, в котором вы глубоко компетентны − главный источник вашего счастья.
65. Занятия физкультурой и спортом позволяют вам держать свой организм в хорошей форме.
66. Из жизни нужно побыстрее выжать все удовольствия, которые она может дать.
67. В коллективе или группе людей вы не умеете согласовывать свои интересы с интересами окружающих.
68. Вы сами определяете вашу жизнь – вне зависимости от того, хвалят вас или осуждают.
69. Когда вы принимаете решение, то больше думаете о внешнем успехе, а не о правильности того, что делаете.
70. Вы постоянно повышаете сложность того, что делаете, и таким путем совершенствуете себя.
71. Ваша деятельность вовлекает вас в «другой», собственный мир, в котором вы в полной мере реализуете свою продуктивность и своё внутреннее предназначение.
72. Есть области знания, в которых ваше понимание превосходит понимание любого другого человека.
73. Забота о здоровье необходима человеку для успешной самореализации.
74. Вы испытываете чувство превосходства по отношению к большинству других людей, не заслуживающих того же, что и вы.
75. Вы по возможности стараетесь избегать прямого общения с другими людьми, поскольку считаете себя ниже их.
76. Вы стремитесь ничем не отличаться от других людей, чтобы иметь с ними гладкие отношения.
77. Вы получаете самое большое удовольствие, когда, приложив немало усилий, достигаете важной для себя цели.
78. Ваше здоровье вызывает у вас серьёзные опасения.
79. Дело, которым вы занимаетесь, не имеет границ и требует вашей полной самоотдачи.
80. Самые сильные наслаждения в жизни вы способны получить от вкусной еды и/или хорошего секса.
81. Вы очень любите обсуждать свои планы с другими людьми.
82. То, что вы делаете, не соответствует тому, кем вы на самом деле являетесь.
83. Счастье для вас – возможность полностью посвятить себя делу, к которому вы имеете призвание.
84. В психологии вас в первую очередь интересуют собственные отличия и индивидуальные склонности.
85. Лишь когда вы глубоко поглощены своим трудом, то ведёте настоящую, насыщенную жизнь.
86. Ваша самореализация никак напрямую не вредит окружающим и даже может сделать их более счастливыми (теперь или в будущем).
87. Временами вы слышите как бы «внутренний зов», направляющий вас к реализации своего потенциала.
88. Предельные усилия, которые вы вкладываете в своё дело, ведут к вашему быстрому совершенствованию.
89. Проблемы со здоровьем не позволяют вам добиться большего в жизни.
90. Если того требуют ваши личные интересы, вы можете вести себя довольно бесцеремонно.
91. Вы умеете договариваться с людьми, чтобы достичь нужных для вас целей.
92. С каждым прожитым годом вы всё больше отличаетесь от других людей.
93. Ваши самые сильные переживания возникают в трудной, хотя и свободно выбранной вами деятельности.
94. Вас не слишком интересуют материальные заботы, которыми живут другие люди, поскольку саморазвитие для вас важнее.
95. Вы нередко бываете глубоко захвачены видом деятельности, который вы считаете «своим», даже если он очень сложен.
96. Что бы ни случилось, ваша главная ценность - личностная уникальность - всегда останется при вас.
97. Вы не обменяли бы свою жизнь ни на какую другую, если бы вам предоставили такую возможность.
98. Чем больше времени и усилий вы вкладываете в труд по призванию, тем большее удовольствие получаете.
99. Вы считаете, что общность людей важнее, чем различия между ними.
100. В отличие от многих других людей, вы выбираете «трудное», но «свое».
101. Вы не ставите себя в один общий ряд, поскольку осознаёте свой собственный потенциал.
102. Вы готовы практически «бесконечно» заниматься сложным делом, к которому испытываете склонность, – просто ради него самого.
103. Как правило, вы полны сил и энергии.
104. Нужды окружающих интересуют вас лишь после того, как вы удовлетворите свои потребности.
105. Вы человек с развитым интеллектом, поэтому знаете, как можно получать удовольствие от жизни с другими людьми.
106. Человеческая жизнь настолько нелегка в материальном смысле, что надо стараться жить, ничем особенно не выделяясь.
107. В своём деле вы нередко достигаете такого душевного подъёма, который едва ли можно встретить в повседневной жизни.
108. Общение и коллективные развлечения в компании – основной способ повысить себе настроение.
109. Ключи к счастью находятся во внешней активности, а не во внутреннем своеобразии человека.
110. Вы живете в своем собственном измерении, поэтому легко преодолеваете обычные житейские проблемы.
111. Вы человек по-хорошему «хитрый», поскольку умеете добиться того, чего вам надо, не нарушая права других людей.
112. Вы собираетесь добиться многого в своей жизни в том числе и благодаря хорошему здоровью.
113. Любые поступки человека связаны только с его личной выгодой.
114. Как правило, вы умеете решать свои проблемы так, чтобы было хорошо и вам и окружающим.
115. Немногие люди, близкие вам по духу, понимают и одобряют вашу творческую активность.
116. Часто вы утрачиваете ощущение времени во время своего труда.
117. Вы хорошо умеете использовать социальные институты и учреждения в собственных интересах.
118. В конечном итоге, миром правит человеческий эгоизм.
119. Вы неплохо управляете своей повседневной жизнью, поскольку знаете основные «правила игры», принятые в обществе.
120. Вы активно ищете новые возможности для саморазвития и самосовершенствования.
121. Тот, кто лучше приспособился к жизни в обществе, получает больше от неё.
122. Счастлив лишь тот, кто живет в изысканных чувственно-телесных удовольствиях.
123. В глубине души вы действуете ради удовлетворения собственных желаний, но во избежание осложнений предпочитаете не распространяться об этом.
124. Отношения людей во многом построены на корыстолюбии, и вам волей-неволей приходится к этому подстраиваться.
125. Ради собственной выгоды вы готовы нарушать нормы взаимоотношений между людьми.
126. Деятельность, в которой вы компетентны, требует особых качеств и создаёт особые ощущения.
127. Нередко вам не хочется напрягать себя в серьезной деятельности из-за неважного самочувствия.
КЛЮЧ
Шкала 1.
1 В, 7 В, 16 В, 23 Н, 31 Н, 40 В, 49 Н, 55 В, 65 В, 73 В, 78 Н, 89 Н, 103 В, 112 В, 127 Н.
Шкала 2.
2 В, 9 В, 18 В, 24 В, 32 В, 41 В, 50 В, 56 В, 66 В, 74 В, 80 В, 90 В, 104 В, 113 В, 118 В, 122 В, 125 В.
Шкала 3.
3 В, 10 В, 19 В, 25 В, 33 В, 42 В, 51 В, 57 В, 67 Н, 75 Н, 81 В, 91 В, 105 В, 108 В, 111 В, 114 В, 117 В, 119 В, 121 В, 123 В, 124 В.
Шкала 4.
4 В, 6 В, 11 В, 13 В, 14 В, 15 В, 20 В, 21 Н, 22 В, 27 В, 28 В, 29 В, 30 В, 34 В, 37 В, 39 В, 43 В, 46 В, 48 В, 52 В, 58 В, 60 В, 63 В, 68 В, 69 Н, 72 В, 76 Н, 82 Н, 84 В, 86 В, 92 В, 94 В, 96 В, 99 Н, 101 В, 106 Н, 109 Н, 110 В, 115 В, 120 В.
Шкала 5.
5 В, 12 Н, 36 В, 38 В, 45 В, 47 Н, 54 В, 59 В, 61 В, 64 В, 70 В, 77 В, 83 В, 85 В, 87 В, 93 В, 95 В, 97 В, 100 В, 102 В.
Шкала 6.
8 В, 17 В, 26 В, 35 В, 44 В, 53 В, 62 В, 71 В, 79 В, 88 В, 98 В, 107 В, 116 В, 126 В.