Левит Л.З. Самореализация индивида: Личностно-ориентированная концепция счастья и новый опросник. // Журнал практикуючого психолога. 2013. Випуск 20. С. 34-60.

УДК 159.92

 

Самореализация индивида: личностно-ориентированная концепция  счастья и новый опросник

Левит Л.З.

 

Левит Л.З. Самореализация индивида: личностно-ориентированная концепция  счастья и новый опросник. Статья посвящена разработанной автором Личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС), принадлежащей к эвдемонической группе теорий и описывающей достижение индивидом счастливой, полноценной жизни через взаимодействие систем «Личностная Уникальность» и «Эгоизм». На основе теоретической конструкции был разработан новый опросник «ЭЛУ» (Эгоизм, Личностная Уникальность), который зарекомендовал себя надежным и валидным инструментом для измерения выраженности и взаимодействия основных компонентов ЛОКС.

Ключевые слова:  счастье, самореализация, эвдемония, эгоизм, системный подход, личностная уникальность, валидность.

 

Левіт Л.З. Самореаізація індивіда: персонально орієнтована концепція щастя тв новий опитувальник. Стаття присвячена розробленої автором Особистісно-орієнтованої концепції щастя (ЛОКС), що належить до евдемоніческой групі теорій і описує досягнення індивідом щасливою, повноцінного життя через взаємодію систем «Особистісна Унікальність» і «Егоїзм». На основі теоретичної конструкції був розроблений новий опитувальник «ЕЛУ» (Егоїзм, Особистісна Унікальність), який зарекомендував себе надійним і валідним інструментом для вимірювання вираженості і взаємодії основних компонентів ЛОКС.
Ключові слова: щастя, самореалізація, евдемонія, егоїзм, системний підхід, особистісна унікальність, валідність.

 

Levit L. Z. Self-actualization: Personality-oriented Concept  of  Happines and a New  Personal  Inquer. The given article is confined to Person-oriented conception of happiness (POCH) elaborated by the author. POCH belongs to the eudaimonic group of theories which describe the achievement of happy and full-fledged life by an individual through the interaction of two systems: «Personal Uniqueness» and «Egoism». The author has also worked out the new inquir «ELU» which has proved himself to be reliable and valid tools for measuring the main components of POCH and their interaction.

Key words: happiness, eudaimonia, personal uniqueness, egoism, systemic approach, self-realization, validity.

 

Введение

 

В 2006-2012 гг. нами была разработана Личностно-ориентированная концепция счастья (ЛОКС), в которой самореализация индивида описывается через взаимодействие двух систем – «Личностной Уникальности» и «Эгоизма» (рис. 1). Каждая система, в свою очередь, состоит из 4-х уровней, представляющих собой жизненные этапы субъекта. Постепенно выяснилось, что ЛОКС способна инкорпорировать ряд теорий личности начала-середины XX века (концепции З. Фрейда, Э. Берна, Р. Ассаджиоли, К. Юнга, А. Маслоу и К. Роджерса), а также современные психологические концепции, описывающие достижение счастливой и полноценной жизни индивидом через реализацию своего личностного потенциала (теории Э. Деси и Р. Райяна, К. Рифф и Б. Сингера, М. Чиксентмихайи, А. Уотермана и др.).

В современной российской и зарубежной психологии подобного рода концепций нами обнаружено не было. Дополнительная актуальность и новизна ЛОКС связаны с применением системного подхода, основывающегося на единстве и взаимодействии биологического, психологического и социального уровней развития человека. Результаты проделанной  работы обобщены в последних монографиях [2]; [4] и журнальных публикациях [3]; [5]; [6]; [7].

 

Рис. 1 Личностно-ориентированная концепция счастья

 

Краткое описание теоретической конструкции

 

Каждая система состоит из 4-х уровней, соответствующих (снизу вверх) «организму», «индивиду», «личности» и «индивидуальности». Одновременно с этим, каждый уровень представляет собой определенный этап человеческого развития – от рождения до зрелой самореализации. Обе системы развиваются от уровня к уровню и, соответственно, меняется характер взаимодействия между соответствующими друг другу «по горизонтали» уровнями каждой из них, связанный с осуществлением тех или иных жизненных задач в контексте самореализации.  Содержание кратко указано в средней колонке, представляющей результат контакта систем.

Вначале кратко опишем ось «Личностная Уникальность». На первом, биологическом уровне  она представлена помещенной в скобки и в кавычки буквой «У» (Уникальность), что подразумевает некий «природный дар», задатки, имеющиеся в индивиде от рождения. На следующем, втором уровне (жизненном этапе, обычно ассоциируемом с молодостью индивида), задатки постепенно превращаются в способности, т. е. заложенные в индивида предпосылки начинают актуализироваться. В данный период у молодого человека обычно имеется ряд трудностей, связанных с недостаточной личностной зрелостью, ответственностью и пониманием себя. Положение начинает исправляться на третьем этапе, когда субъект приобретает мотивационно-личностные компоненты регуляции («Л»), позволяющие преодолевать препятствия «внутри» собственной деятельности и настойчиво стремиться к достижению поставленных целей. Наконец, на четвертом этапе (если таковой наступит) видим зрелую Личностную Уникальность, реализация которой позволяет получить все «эвдемонические» эффекты, связанные с достижением счастливой и полноценной жизни.

Теперь опишем систему «Эгоизм» и ее развитие. Первый «этаж» составляет так называемый «Биологический Эгоизм» (БиоЭГ), родственный у человека и животных и отвечающий за выживание индивида. Это «телесный» уровень организма, связанный с генетической полноценностью и нормальной работой систем жизнеобеспечения. Необходимость его включения обосновывается важностью учета врожденно-биологических предпосылок человеческого эгоизма. На осознаваемом уровне нормально функционирующийБиоЭГ может расцениваться субъектом в качестве собственного здоровья.

Второй уровень, так называемый «Базовый Эгоизм», частично представлен в сознании и чем-то аналогичен фрейдовскому «Ид». «Базовый» ЭГ относится  к уровню «индивид» и отвечает за самоутверждение человека. В контексте стремления субъекта к счастью, на втором уровне также «берет начало» гедонистический эгоизм, связанный с получением «фундаментальных» удовольствий в процессе удовлетворения «основных инстинктов» – пищевого и полового.

Человек – существо общественное, поэтому третий уровень (У-3) оси представлен понятием «Разумный Эгоизм» (РЭГ). Подобно тому, как «Биологический» (и до некоторой степени «Базовый») Эгоизм способствуют приспособлению и самосохранению индивида в «природных» условиях, «Разумный Эгоизм» позволяет личности (как продукту общественных отношений) успешно адаптироваться к жизни в обществе, создавая возможности для  социальной реализации индивида. Здесь же располагаются возможности для получения «высших», сугубо человеческих удовольствий – художественных, альтруистических и т.д.

В системе «Эгоизм» каждый нижележащий уровень является предпосылкой для следующего. Так, подъем от У-1 к У-2 подразумевает переход от чисто биологического выживания к психологической возможности жить и переживать наслаждение; восхождение от У2 к У3 – введение общественного, культурного измерения, способности согласовывать свои действия с интересами окружающих, альтруистического поведения.

Наконец, четвертый уровень связан с высшими формами эгоизма (зрелого индивидуализма), когда субъект, пройдя три предыдущих этапа, принимает осознанное решение  посвятить свою жизнь уникальной самореализации. Имеет место преодоление «низшего», «Базового Эгоизма» с его «принципом удовольствия», а также существенная переориентация «Разумного Эгоизма» на третьем уровне подсистемы. Если РЭГ организовывает окружающую среду (environment) для индивида как члена общества, то «Высший Эгоизм» четвертого уровня создает наиболее подходящее окружение для реализации Личностной Уникальности индивида.

Именно  система «Эгоизм» является идеальным «помощником» в актуализации Личностной Уникальности, поскольку  сохраняет свои защитные и мотивационные свойства, а также позволяет получить «облагороженную», «рафинированную» версию эгоистически-гедонистических наслаждений в случае успешной реализации ЛУ (хотя они и не являются основной целью эвдемонической активности).  Метафорически, «Эгоизм» на высших уровнях ЛОКС – своего рода опытный и разбирающийся в жизни «тренер», «наставник», который всячески стремится защитить своего очень одаренного, но слегка наивного в житейских вопросах «ученика» (ЛУ) от не относящихся к делу проблем.

Именно в этой «высокогорной» зоне закладываются мотивационные предпосылки эвдемонической жизни. Если на четвертом уровне другой оси к этому времени сформировалась зрелая Личностная Уникальность, происходит контакт обеих систем, в результате которой возникает качественно иная, по-настоящему духовная субстанция, которую мы в рабочем порядке называем «Сверхреализацией». В ней «умещаются» пиковые переживания А. Маслоу, потоковые состояния М. Чиксентмихайи, индивидуация К. Юнга, древние и современные концепции эвдемонии, и, вероятно, различные формы необычного опыта, связанные с духовной практикой субъекта. Функция «Высшего Эгоизма» по-прежнему заключается в его защитных и мотивирующих свойствах, позволяющих индивиду стремиться к максимуму, выходя за собственные пределы.

Как известно, А. Маслоу утверждал, что процесс самоактуализации предполагает не только внутренний потенциал (талант), но и зрелую индивидуальность [8]. По этой причине любое «юное дарование» не может быть отнесено к самоактуализирующимся личностям. Отметим, что главные компоненты ЛОКС полностью удовлетворяют вышеприведенным требованиям: буква «У» подразумевает уникальность, врожденный «дар природы»; буква «Л» – появляющиеся лишь на третьем уровне (социальном этапе развития) личностно-мотивационные компоненты, оперирующие внутри избранной (в соответствии со своей «У») активности; в то время как «Высший Эгоизм» четвертого уровня (ЭГ-4) олицетворяет зрелую индивидуальность, необходимую для ЛУ «опору» при ее реализации во внешнем мире.При успешном взрослении индивида и его переходе со второго на третий, социальный уровень, к таланту, потенциалу («У») прибавляются личностные компоненты («Л»), а при дальнейшем движении «вверх», к четвертому уровню развития, добавляются компоненты индивидуальности («Высший» ЭГ и «зрелая» ЛУ).

По аналогии с расхожим марксистско-ленинским выражением об «империализме как высшей стадии капитализма» мы говорим об индивидуализме как высшей стадии эгоизма. Можно даже метафорически выразиться, что «высший» эгоизм четвертого уровня соответствует «эгоизму» ЛУ, ее запросам на продуктивную реализацию.

 

Практическая методика

 

Для проверки выраженности и взаимодействия основных компонентов ЛОКС был разработан новый опросник «ЭЛУ» (Эгоизм, Личностная Уникальность).

Опросник состоит из 6 основных шкал и одной дополнительной, «нулевой» – шкалы достоверности («лжи»), отражающей тенденцию испытуемого «приукрасить» свой имидж в чужих глазах. Шкалы 1, 2, 3, 4 измеряют четыре соответствующих им уровня системы «Эгоизм» (его «биологическую», «базовую», «социальную» и «высшую» формы).Шкала 5 измеряет высший, четвертый уровень системы «Личностная Уникальность», а шкала 6 («Сверхреализация») – результат взаимодействия систем «ЛУ» и «ЭГ» на высшем, четвертом уровне. Опросник содержит 142 утверждения (ответы «верно» и «неверно»). Текст опросника приведен в Приложении.

Участники исследования. В проверке надежности и внутренней согласованности опросника приняли участие  111чорвек - студенты 3 курса дневного отделения факультета психологии БГПУ. Исследование проводилось в сентябре-октябре 2012 г.

 

Результаты и обсуждение

 

 Описательная статистика по шкалам ЭЛУ представлена в табл. 1. Проверка первичных шкал на нормальность распределения показала, что только шкала 0 («лжи») имеет левостороннюю асимметрию, что и должно наблюдаться. По всем шкалам медианы и средние значения различаются незначительно, значения асимметрии и эксцесса не превышают единицы.

Достигнутый результат особенно важен для нас в связи с решением проблемы правосторонней асимметрии, характерной для тестов гуманистической направленности, которое будет подробно обсуждено во второй части статьи.

Табл. 1. Описательная статистика и проверка нормальности распределения по шкалам опросника ЭЛУ

Шкала ЭЛУ

М

Ме

s

Асимметрия

Эксцесс

Критерий Колмогорова-Смирнова

Значение

Стандартная ошибка

Значение

Стандартная ошибка

Эмпири-ческое значение d

Уровень статистической значимости р

Ш0

3,34

3,00

1,99

0,76

0,23

0,22

0,46

0,17

0,01

Ш1

10,32

11,00

3,17

-0,51

0,23

-0,44

0,46

0,11

0,15

Ш2

7,86

7,00

3,49

0,25

0,23

-0,54

0,46

0,11

0,15

Ш3

16,22

16,00

3,04

-0,60

0,23

0,44

0,46

0,09

0,20

Ш4

25,33

26,00

5,31

-0,39

0,23

-0,20

0,46

0,08

0,20

Ш5

13,03

13,00

3,48

-0,45

0,23

0,18

0,46

0,08

0,20

Ш6

8,66

9,00

2,82

-0,48

0,23

0,05

0,46

0,13

0,10

Примечание: М – среднее, Ме – медиана, s – стандартное отклонение

 

Корреляции между шкалами. Теперь обратимся к анализу взаимосвязей, существующих между компонентами ЛОКС. Нами были подсчитаны коэффициенты корреляции между шкалами опросника (табл. 2). Шкала 0 («лжи») не была включена в таблицу 2 в силу своей самостоятельной функции, не относящейся к теоретической конструкции ЛОКС. 

 

 

 

Таблица 2. Коэффициенты корреляции (Пирсона) между шкалами опросника ЭЛУ

 

Ш1

Ш2

Ш3

Ш4

Ш5

Ш2

0,19

1,00

0,45

0,21

0,13

Ш3

0,37

0,45

1,00

0,42

0,33

Ш4

0,24

0,21

0,42

1,00

0,66

Ш5

0,18

0,13

0,33

0,66

1,00

Ш6

0,10

0,06

0,25

0,51

0,66

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые умеренные связи

 

Как видно из таблицы 2, максимальные значения корреляций существуют в основном между «соседними» шкалами опросника, что является следствием системно-уровневого построения теоретической концепции. Так шкала 2 («Базовый Эгоизм») имеет умеренную положительную корреляцию со шкалой 3 («Разумный Эгоизм»). Со шкалой 4 («Высший Эгоизм»), шкалой 5 («Личностная Уникальность») и шкалой 6 («Сверхреализация») значимые корреляции у шкалы 2 отсутствуют, хотя цифровые показатели продолжают убывать.

В свою очередь, шкала 3 («Разумный Эгоизм») имеет значимые корреляции со шкалами 1, 2, 4 и 5, причем с соседними шкалами (2 и 4) корреляции выше.

Шкала 4 («Высший Эгоизм») имеет значимые корреляции со шкалами 3, 5 и 6, причем со шкалами 5 и 6, отражающими зрелую самореализацию, показатели выше.

Шкала 5 («Личностная Уникальность») имеет слабую положительную корреляцию со шкалой 3 и более сильно выраженные корреляции с «соседними» шкалами 4 и 6, с которыми она взаимодействует.

Наконец 6-я шкала («Сверхреализация»), представляющая вершинный синтез систем «Эгоизм» (шкала 4) и «Личностная Уникальность» (шкала 5), только с этими шкалами и коррелирует.

Таким образом, полученные результаты в основном подтверждают правомерность выбора исходных понятий и точность их уровневого разграничения при конструировании теоретической концепции, а также при создании самого опросника.

Внутренняя согласованность. Для проверки внутренней согласованности и надежности были подсчитаны корреляции каждого пункта теста с итоговым баллом шкалы, альфа Кронбаха и альфа Гуттмана при расщеплении на две части для каждой шкалы в отдельности. Результаты, приведенные в табл. 3, говорят о том, что все шкалы опросника обладают достаточно высокой надежностью.

 

Табл. 3. Показатели надежности шкал опросника ЭЛУ

Шкала ЭЛУ

Альфа Кронбаха

Альфа Гуттмана (при расщеплении шкалы на две части)

Средняя корреляция пункта шкалы с итоговым баллом шкалы

Ш0

0,60

0,65

0,39

Ш1

0,75

0,75

0,47

Ш2

0,75

0,76

0,44

Ш3

0,63

0,67

0,34

Ш4

0,75

0,76

0,30

Ш5

0,70

0,75

0,38

Ш6

0,63

0,61

0,42

 

Ретестовая надежность.Ретестовая надежность опросника ЭЛУ проверялась на выборке, состоящей из 64 студентов дневного отделения факультета психологии БГПУ 3 курса. Повторное тестирование проводилось через 3 месяца после первоначального тестирования. Испытуемые не были ознакомлены с результатами первоначального тестирования. Результаты определения ретестовой надежности (коэффициенты корреляции Пирсона) представлены в табл. 4.

 

Табл. 4. Показатели ретестовой надежности (к-ты корреляции Пирсона) по всем шкалам опросника ЭЛУ

 

Ш0

0,64

Ш1

0,74

Ш2

0,84

Ш3

0,76

Ш4

0,75

Ш5

0,65

Ш6

0,55

 

В целом можно говорить о хороших показателях ретестовой надежности всех шкал опросника ЭЛУ за исключением шестой («Сверхреализация»). Возможно, более низкий результат по данной шкале связан с относительной «ситуативностью», нерегулярным появлением возможностей для полной реализации своего личностного потенциала в жизни студентов вуза и молодого поколения в целом. Дополнительную ясность в данный вопрос могли бы внести дальнейшие проверки ретестовой надежности шестой шкалы на контингенте старшего возраста.

Внешняя валидность. Для проверки внешней валидности опросника ЭЛУ подсчитывались корреляции шкал опросника со следующими методиками: шкала диспозиционного эгоизма К. Муздыбаева [9], шкала психологического благополучия К. Рифф [1], опросник «Нарциссические черты личности» [10].

Выбор данных методик определялся следующими причинами. Ни методика К. Рифф, ни опросник НЧЛ не использовались нами ранее при оценке валидности опросника ЗУЛУРЭГ, «предшественника» ЭЛУ [3]. Шкала диспозиционного эгоизма была использована повторно потому, что в русскоязычной литературе не было обнаружено других методик, измеряющих эгоизм даже в его «усеченном» варианте. Шкала К. Рифф позволяет измерять основные компоненты психологического благополучия (PWB) и эвдемонической активности индивида, что является основной целью нашей научной работы. Наконец, опросник «Нарциссические черты личности»  использовался с целью выяснения различий между основными конструктами ЛОКС («Личностная Уникальность», «Эгоизм») и понятием «нарциссизм», имеющим ряд сходных трактовок в описаниях отдельных авторов [10].

Тестирование по данным методикам проводилась на двух потоках факультета психологии 3 курса БГПУ (всего 118 человек). Перерыв между тестированиями составлял одну-две недели. Тестирование было анонимным. Результаты проверки внешней валидности шкал опросника ЭЛУ относительно шкалы диспозиционного эгоизма и шкалы  К. Рифф приведены в табл. 5. Число испытуемых при подсчете отдельных коэффициентов корреляции для трех методик колеблется от 70 до 95 человек.

 

Табл. 5. Коэффициенты корреляции Пирсона шкал опросника ЭЛУ  со шкалой диспозиционного эгоизма и шкалой К. Рифф

 

 

Шкалы опросника ЭЛУ

 

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Шкала 6

Шкала диспозиционного эгоизма

0,02

0,61

0,33

0,20

0,05

-0,08

Шкала психологического благополучия К.  Рифф

Автономность

0,01

0,00

-0,02

0,25

0,07

-0,14

Компетентность

0,29

-0,09

0,21

0,30

0,24

0,07

Личностный рост

0,10

0,03

0,24

0,20

0,39

0,35

Позитивные отношения

0,33

0,05

0,22

0,00

0,03

-0,11

Жизненные цели

-0,04

0,08

0,16

0,24

0,33

0,13

Самопринятие

0,31

0,12

0,40

0,23

0,18

-0,02

 

Прежде всего, проанализируем корреляции между шкалами опросника ЭЛУ и шкалой К. Муздыбаева, представляющей эгоизм с точки зрения «стандартных» негативных импликаций. Как и можно было предполагать, максимальная корреляция обнаружена со шкалой 2 («Базовый Эгоизм»). Далее, по мере возрастания уровней ЛОКС (и шкал опросника) значимая корреляционная связь быстро убывает и полностью исчезает в шкалах 4, 5, 6, представляющих «вершину» развития систем «ЛУ» и «ЭГ». Опять-таки отметим убывание числовых значений в корреляциях вплоть до последней 6-й шкалы.

Полученные результаты позволяют говорить о «свободе» верхнего уровня нашей теоретической модели от особенностей эгоизма в его традиционно-негативном понимании. Сравнение с показателями табл. 2 демонстрирует большую связь 4-й шкалы опросника ЭЛУ («Высший Эгоизм») с 5-й шкалой другой системы (зрелая «Личностная Уникальность»), чем с «низшей» формой «Базового Эгоизма», отраженной в шкале 2. И наоборот, шкала 2 гораздо сильнее коррелирует со шкалой диспозиционного эгоизма К. Муздыбаева (0,61), чем со шкалой 4 («Высший Эгоизм») опросника ЭЛУ (0,37).  

Теперь перейдем к анализу корреляций между опросником ЭЛУ и методикой К. Рифф, измеряющей эвдемоническую ориентацию личности. Здесь заметна обратная картина для шкалы 2, не имеющей значимых корреляций ни с одной из шкал опросника Рифф, что позволяет предполагать отсутствие компонентов эгоизма в его «стандартно-негативном» понимании в эвдемонической активности субъекта. Шкала 1 опросника ЭЛУ имеет значимые корреляции со шкалами «Позитивные отношения» и «Самопринятие», что позволяет предполагать влияние биологического уровня (ощущаемого индивидом здоровья) на позитивное отношение к себе и другим.  Больше всего значимых корреляций (две) с «вершинными» шкалами опросника ЭЛУ (5 и 6) имеет шкала «Личностный рост», что представляется вполне логичным. Имеются также умеренные положительные связи с такими шкалами как «Жизненные цели», «Компетентность» и «Самопринятие», однако в целом их сравнительно немного, что позволяет говорить о вероятных отличиях в трактовках самореализации и эвдемонии  в концепции  К. Рифф и нашем подходе.

 Результаты проверки внешней валидности шкал опросника ЭЛУ относительно опросника «Нарциссические черты личности» приведены в табл. 6.

 

Табл. 6. Коэффициенты корреляции Пирсона шкал опросника ЭЛУсо шкалами методики НЧЛ

 

Опросник «Нарциссические черты личности»

Шкалы опросника ЭЛУ

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Шкала 6

Грандиозное чувство самозначимости

0,25

0,48

0,32

0,34

0,22

0,02

Поглощенность фантазиями

0,25

0,37

0,16

0,31

0,16

0,03

Вера в собственную уникальность

0,07

0,20

0,18

0,35

0,32

0,10

Потребность в постоянном внимании и восхищении

-0,11

0,15

-0,10

0,01

-0,04

-0,10

Ожидание особого отношения

-0,02

0,38

0,22

0,01

0,02

-0,13

Манипуляции в межличностных отношениях

0,06

0,54

0,33

0,23

0,17

0,08

Отсутствие эмпатии

-0,02

0,21

0,07

0,13

0,12

0,09

Сверхзанятость чувством зависти

0,02

0,27

-0,01

-0,14

-0,06

0,09

Дерзкое, заносчивое поведение

0,13

0,39

0,23

-0,13

-0,15

-0,10

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые умеренные связи

 

Как видно из таблицы, наибольшее количество умеренных положительных корреляций со шкалами НЧЛ (№№ 1, 2, 5, 6, 9) имеет вторая шкала опросника ЭЛУ («Базовый» Эгоизм). По мере возрастания уровня системы «Эгоизм» имеет место уменьшение количества значимых корреляций со шкалами опросника НЧЛ. Шкала 4 («Высший Эгоизм») опросника ЭЛУ имеет умеренные корреляции лишь с теми шкалами НЧЛ, которые касаются исключительно внутренних ощущений индивидом своей значимости и уникальности, но никак не связаны с внешними негативными нарциссическими проявлениями, создающими «нагрузку» на других людей (ожиданием особого отношения со стороны окружающих, потребностью в постоянном внимании и восхищении, завистью, отсутствием эмпатии, межличностными манипуляциями, дерзким заносчивым поведением и т. д.). По контрасту, шкалы 2 и 3 опросника ЭЛУ (измеряющие соответственно второй и третий уровни системы «Эгоизм») имеют большее количество значимых корреляций с «внешнеориентированными» шкалами НЧЛ, причем обе – со шкалой «Манипуляции в межличностных отношениях».

Шкала 5 опросника ЭЛУ, которая олицетворяет зрелую «Личностную Уникальность», положительно коррелирует только с «Верой в собственную уникальность» в опроснике «Нарциссические черты личности». Интересно, что с этой же шкалой положительно коррелирует и шкала 4 опросника ЭЛУ, представляющая собой «вершинный» уровень системы «Эгоизм». Лишь обе эти шкалы (4 и 5) нашего опросника положительно коррелируют с третьей шкалой НЧЛ «Вера в собственную уникальность», что позволяет предполагать как определенное сходство выделенных конструктов, так и возможную «идейную неоднородность» шкал опросника НЧЛ, обусловленную трудностями теоретической разработки понятия «нарциссизм».

Наконец шкала 6 опросника ЭЛУ («Сверхреализация»), олицетворяющая вершинный синтез систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность», не имеет значимых корреляций ни с одной из шкал методики «Нарциссические черты личности», что позволяет считать «свободными» от нарциссизма высшие проявления индивидуальности, связанные с самореализацией, и косвенно свидетельствует о точности в разработке самой шкалы.               

«Убывание» количества значимых корреляций (от пяти до нуля) между шкалами опросников НЧЛ и ЭЛУ по мере возрастания уровней последнего заметно невооруженным глазом. Это позволяет предполагать определенную близость между понятием «нарциссизм» и «низшими», «базовыми» формами эгоизма. По мере же качественных трансформаций, происходящих в системах «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» при движении вверх по уровням ЛОКС, связь с нарциссическими проявлениями ослабевает, а затем исчезает полностью. Аналогичные тенденции были зафиксированы и при анализе корреляций, связанных со шкалами системы «Эгоизм» (табл. 2 и верхняя строка в табл. 5).

Устраняя правостороннюю асимметрию. Один из вызовов, стоявший перед автором статьи при разработке опросника ЭЛУ, заключался в создании такой диагностической методики, которая позволила бы избавиться от правосторонней асимметрии – проблемы, свойственной тестам гуманистической направленности, которой не избежала, в частности, шкала К. Рифф [1] и наш первый опросник ЗУЛУРЭГ [3], «предшественник» опросника ЭЛУ. В несколько упрощенном виде задачу можно было сформулировать следующим образом: как сохранить необходимое «эвдемоническое» содержание утверждений по шкалам 4, 5 и 6, однако сделать его менее «привлекательным» для лиц, не обладающих особенностями, отраженными в этих шкалах?

Правосторонняя асимметрия в тестах гуманистической направленности (POI, САТ и т. д.) особенно «режет глаз» из-за фактического несоответствия получаемого распределения эмпирической реальности, в которой, по приблизительным оценкам, актуализируется менее одного процента людей [8]. Создается впечатление, что любой испытуемый, знакомый с гуманистическими концепциями и желающий почувствовать себя «актуализатором», может признавать наличие у себя «потенциала», «интенсивный личностный рост» и т. д., набирая, тем самым, максимальные баллы по соответствующим шкалам. В отличие, например, от тестов по диагностике интеллекта или тестов контроля знаний, в нашем случае разработчик не может увеличить «трудность» самого тестового задания ради нормализации распределения.

Размышления над данной проблемой заставили нас заново рассмотреть содержание современных эвдемонических концепций, причем под абсолютно новым, «негативным» углом. Если говорить кратко, мы искали условные, однако неотъемлемые «минусы» эвдемонической жизни, которые могли бы «отпугнуть» (и, вероятнее всего, реально это делают на уровне повседневного существования) поверхностных, но «амбициозных» индивидов – тех, которые не обладают реально ощущаемым «потенциалом», однако изо всех сил стремятся создать его «видимость» для других людей и самих себя (что является важной особенностью нарциссизма).

В итоге был специально выделен ряд «негативных» аспектов, связанных с реализацией субъектом своего личностного потенциала, которые были «добавлены» и «смешаны» с изначально имевшимися «положительными» признаками эвдемонии и включены в утверждения 4-й, 5-й и 6-й шкалы опросника ЭЛУ. В самых общих чертах эти «негативные» (для «посторонних») признаки выглядят следующим образом:

- близкая к предельной трудность выполняемой активности, необходимость тяжелого труда и предельной самоотдачи в целях самосовершенствования; максимальные усилия, прикладываемые индивидом, ведут к его скорейшему прогрессу;

- саму деятельность сложно освоить, однако субъекта это не пугает. Его не огорчает внешняя критика, если он уверен в правильности того, что делает;

- поскольку активность имеет чрезвычайно индивидуализированный характер, актору приходится рассчитывать исключительно на собственные силы, а не ждать помощи со стороны;

- индивида мало волнуют материальные факторы, поскольку для него важнее «смысл» того, что он делает. Данный «смысл» подходит только самому индивиду;

- ради того, чтобы посвятить время саморазвитию, индивид постепенно отдаляется от «обычных», общепринятых удовольствий. Ради занятий делом по призванию он легко готов терпеть жизненные (бытовые) неудобства;

cамые сильные переживания и душевный подъем индивида связаны с его основным занятием;

- индивид постоянно повышает сложность того, что он делает, и таким путем совершенствует себя. В этом и заключается его счастье;

- субъект не обменял бы свою жизнь ни на какую другую, поскольку ему известно собственное предназначение;

- индивид знает о своей «непохожести», отличиях от других людей, и его это не смущает;

- с годами данные отличия нарастают, субъект готов их отстаивать при необходимости;

- (свои) «внутренние» факторы индивид ценит выше, чем «внешние»;

- «правильный» выбор обычно бывает нелегким;

- индивиду сложно однозначно квалифицировать свою основную деятельность, например, в качестве «работы» или «игры», в качестве «эгоистической» или «альтруистической» и т. д.

Как уже отмечалось (табл. 1), распределения баллов по тестовым шкалам стали соответствовать нормальному закону распределения, что позволяет говорить о решении проблемы правосторонней асимметрии в опроснике «гуманистической» направленности.

Полученный результат доставляет нам особое удовлетворение еще и потому, что новый опросник (как и вся концепция ЛОКС) демонстрирует уход от некоторой «однобокости» современной позитивной психологии, сосредоточенной в основном на «положительных» аспектах существования, вследствие чего может быть утрачена реальная жизненная диалектика, заключающаяся в многообразном взаимодействии «добра» и «зла», «негатива» и «позитива».

 

 

 

 

Выводы

 

 Разработанная автором Личностно-ориентированная концепция счастья (ЛОКС), основанная на идеях системного подхода, интегрирует основные концепции в области эвдемонической активности индивида, связанные с реализацией его личностного потенциала и достижением полноценной, счастливой жизни. Впервые в мировой психологии понятия «Личностная Уникальность» и «Эгоизм» представлены в виде многоуровневых, взаимодействующих между собой систем, ведущих к самореализации индивида.

Опросник ЭЛУ, разработанный на основе теоретической модели, имеет хорошие показатели надежности и валидности, что позволяет считать его подходяшим инструментом для измерения основных компонентов ЛОКС. Проведено экспериментальное разграничение между понятиями «Личностная Уникальность», «Эгоизм» и «Нарциссизм», а также между уровнями системы «Эгоизм» в ЛОКС. Впервые в практике психодиагностики был разработан и успешно применен ряд приемов, позволивших устранить правостороннюю асимметрию в тесте гуманистической направленности.

 

 

Литература

 

1.         Жуковская Л. В., Трощихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. –  2011. –  Т. 32. – № 2. – С. 82 – 93.

2.         Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: жизнь во имя себя: монография. –  Минск: изд-во «А. Н. Вараксин», 2011. – 112 с.

3.         Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья и «опросник ЗУЛУРЭГ» // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012 б. – Выпуск 2 (4). – С. 38 – 48.

4.         Левит Л. З. ЛОКС: между Фрейдом, Юнгом и Маслоу: монография. –    Минск: А.Н. Вараксин, 2012. – 120 с.

5.         Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: краткая история. // «Психология и психотехника». – 2012. –  №8. – С. 78 – 86.

6.         Левит Л.З. Счастье, эгоизм, альтруизм: парадоксы взаимодействия// Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика». – 2012. – №7. – С. 10 – 19.

7.         Левит Л. З., Радчикова Н. П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный Психологический Журнал. –2012. –  №2 (8). – С. 81 – 90.

8.         Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание: монография. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

9.         Муздыбаев К. Эгоизм личности. // Психологический журнал. 2000. – Т.21. – №2. – С. 27 – 39.

10.      Шамшикова О. А., Клепикова Н. М. Опросник «Нарциссические черты личности» //Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. – № 2. – С. 114 – 128.


вверх