Левит Л.З. Позитивные иллюзии: последний рубеж психологии счастья // Социальный психолог. – 2021. – № 2 (42) – С. 17-22.
2021 No2 (42)
ЧФ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
Свидетельство о регистрации - ПИ No 77-15751 Подписной индекс Агентства "Роспечать" - 36053
Выпуск No2(42) 2021
журнал для психологов
Основан в 2000 году
Главный редактор журнала «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» В.В.Козлов©
Главный редактор серии «Социальный психолог» В.В.Козлов©
Редакционная коллегия серии «Социальный психолог»: А.В.Карпов, В.В.Козлов, Н.В.Клюева, Е.В.Карпова, В.А.Мазилов
Редакционный совет серии «Социальный психолог»: Г.В.Акопов, А.Л.Журавлев, Т.П.Емельянова, М.М.Кашапов, Ю.А.Клейберг, В.И.Назаров, Р.С.Немов, Ю.П.Поваренков, А.Л.Свенцицкий, Л.Ю.Субботина, В.Е.Семенов, А.С.Турчин, В.А.Урываев, А.В.Филиппов, В.А.Янчук
УЧРЕДИТЕЛИ ЖУРНАЛА: МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА, НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "ИНСТИТУТ ЭРГОНОМИКИ"
Адрес редакции: 150057, г.Ярославль, ул.Матросова, дом 9, офис 206 тел.: (4852) 728-394; факс (4852) 478-666
Отпечатано Типография «ТИТУЛ» 150000, г. Ярославль, Московский пр-т, 1А, стр.5
формат 70х100/16. Тираж 400. Заказ No 105
Оглавление
Жумаш А. А. КАЗАХСТАНСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Козлов В.В., Карпов А.А. ЛИЧНОСТНЫЕ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕМБЛЕРА
Левит Л.З. ПОЗИТИВНЫЕ ИЛЛЮЗИИ: ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ ПСИХОЛОГИИ СЧАСТЬЯ
Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИИ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Наркевич А.В. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Алимова Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Балгимбаева З.М., Козлов В.В. НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ И ФИЛОСОФИИ
Белан Е.А.БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ БЕСПЛОДИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА
Бафаев М.М. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Ержаппар Б.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В РАМКАХ МОУП
Павлова Ю.Б.ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ТРУДОГОЛИЗМ
Пермина С.В., Белан Е.А.СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИЗИСА БЕСПЛОДИЯ КАК ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Пономарь О.А.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ И ИНФАНТИЛИЗМ В МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ
Сальцына А.М.ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Санина М.В.ТРУДНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ БОМЖ ПРИ НАЛИЧИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА НА ПУТИ ПОЗИТИВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Сафонова А.А. ЛИЧНОСТНАЯ И РЕАКТИВНАЯ (СИТУАЦИОННАЯ, СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Смирнов А.А., Соловьева Е.В. АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ИНДЕТЕРМИНИЗМА И ДЕТЕРМИНИЗМА В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ
Бевзенко С.И. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ-ПОДРОСТКОВ, УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
Бубеев Ю.А., Иванов А.В., Квасовец С.В. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
Власова Г.И., Калинкина Л. В., Сушкова Е. Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Зайцева И.Б. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ РЕСПОНДЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Иванов А.В., Квасовец С.В., Бубеев Ю.А. НЕЙРОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В КИБЕРСПОРТЕ
Кашапов М.М., Волченкова А.А. СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО У ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Клюева Н.В. ЦЕННОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА: ТОЧКА РОСТА ИЛИ ЗОНА РИСКА
Кукушкина Т.А., Кашапов А. С. СВЯЗЬ ТИПА ИНТЕЛЛЕКТА С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Махмутова А.М. АРТ-ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ВЗРОСЛЫХ
Набиуллина О.Г. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕМ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Рожкин А.В. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК В АРТ-ТЕРАПИИ
Серафимович И.В., Салова А.И.ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Слепко Ю.Н. ЦИКЛИЧНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Пермина С.В., Козлова Н.В. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ – ТЕРАПИИ В ИССЛЕДОВАНИИ И КОРРЕКЦИИ «ОБРАЗА – Я» ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
Полушина О.Б., Гаджигусеев А.Ф., Мутовчи М.А. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУРСАНТСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Устинова Л.Ю. МЕТОДЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ
Левит Л.З.
ПОЗИТИВНЫЕ ИЛЛЮЗИИ: ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ ПСИХОЛОГИИ СЧАСТЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются три основные «разновидности» счастья, выявленные в современной позитивной психологии. Автор показывает, что, по разным причинам, ни одна из указанных перспектив не может быть полностью реализована вследствие действия специфических ограничителей. Единственным, сравнительно надёжным фундаментом для сохранения идей о достижении счастья выступают позитивные иллюзии, свойственные функционированию мозга и психики человека, и создающие более-менее правдоподобные возможности для своего воплощения в реальной жизни.
Ключевые слова: адаптация, вовлечённость, гедонизм, позитивные иллюзии, смысл, счастье.
Abstract. The article investigates three main varieties of happiness, discovered by modern positive psychology. The author demonstrates that, by different reasons, none of the above mentioned perspectives can be fully realized due to the specific limitations. Positive illusions stay as the only one, comparatively safe foundation in keeping the happiness ideas alive. These illusions are peculiar to the human brain functioning and thus they create more or less believable possibilities for their implementation in real life.
Key words: adaptation, involvement, hedonism, positive illusions, meaning, happiness.
Разновидности счастья и способы их достижения. В одной из своих монографий позитивный психолог М. Селигман выделяет три вида переживаний, ассоциирующихся со счастьем: положительные эмоции, вовлечённость и смысл [8, p. 11-12]. Разумеется, сразу же возникает вопрос о способах их достижения.
Положительные эмоции (а в более широком аспекте – приятные ощущения) быстрее всего возникают в процессе получения чувственных (ориентированных на органы чувств) удовольствий. Примерами последних выступают восторг, восхищение, наслаждение, внутренний жар, экстаз и т.д. Каждое из подобных переживаний определить и измерить значительно проще, нежели «счастье». В целом же, речь идёт о гедонизме, следование которому делает жизнь приятной.
Вовлечённость имеет место при занятии захватывающей человека активностью – как правило, весьма сложной и соответствующей его способностям. В определённом смысле, второй «элемент» счастья противоположен первому. Человек настолько сливается с интересующей его деятельностью, что перестаёт что-либо «чувствовать». Все когнитивные и эмоциональные ресурсы используются в качестве «топлива» для поддержания концентрированного внимания и высокой работоспособности индивида. Скалолазание, танцы на профессиональном уровне, игра в шахматы являются примерами занятий, требующих постоянной и высокой вовлечённости.
Смысл же, по мнению М. Селигмана, возникает в связи с ощущением принадлежности к (служения) чему-то большему, нежели сам индивид. Так, занятие политикой или религиозные практики создают необходимые условия для ощущения собственной жизни в качестве осмысленной. Согласно воззрениям представителей экзистенциального направления, «глобальный замысел» лежит в основе существования человечества и, одновременно с этим, каждое мгновение индивидуальной жизни, каждая ситуация обладают уникальным смыслом, который может быть обнаружен.
Действительно: как показали наши лонгитюдные исследования 2011-2013 гг., проведённые с использованием методов выборки переживаний (Experience Sampling Methods – ESM), вторая и третья «разновидности счастья» – вовлечённость и смысл (согласно показателям соответствующих шкал) вошли в лидирующую тройку понятий, ассоциирующихся с конструктом «счастье», у всех испытуемых, причём по самым разным математическим критериям [2].
Казалось бы, путь к достижению счастья для индивида открыт. Нужно стремиться получать побольше удовольствий («жизненных радостей»), найти интересное, увлекательное занятие и стремиться делать свою жизнь осмысленной. И будет нам счастье? Увы, нет.
Ограничители счастья. К сожалению, полное, «всеобъемлющее» счастье достигнуто быть не может; оно по-прежнему остаётся лишь красивой мечтой. В каждой из трёх вышеуказанных разновидностей мы обнаружили свой специфический «ограничитель».
Применительно к получению приятных переживаний (гедонизму) речь идёт об адаптации (аккомодации, привыкании). Каждая новая ложка чёрной икры, каждое новое прослушивание любимой песни доставляют чуть меньше удовольствия, чем в предыдущий раз, постепенно становясь скучными [3]. Настойчивое же стремление гедониста получить «искомое» количество радости и удовольствия («как в первый раз») способно привести к формированию опасных зависимостей. Типичными примерами последних выступают переедание, алкоголизм, наркомания. Бескомпромиссная погоня за быстрым счастьем оборачивается долгим несчастьем, при котором былое чувство наслаждения практически исчезает.
А что не так с вовлечённостью? Ведь позитивные психологи установили, что к сложной деятельности, которой занимается индивид, адаптация практически не возникает – как раз вследствие её сложности, многогранности и постоянного развития [4]. Здесь ограничение носит иной характер: речь идёт о малом проценте людей, имеющих врождённый талант (одарённость) и готовых прикладывать постоянные усилия по развитию своих способностей [5]. Например, достижение уникальных «потоковых» переживаний в сложной активности [6] возможно лишь при высоких уровнях компетенции и напряжения (примерно на 9 баллов по десятибалльной шкале) актора. Если же субъект «расслабится» и существенно уменьшит уровень сложности, тогда быстро возникнет уже знакомая нам адаптация (см. выше) и скука. Разумеется, менее компетентный (менее одарённый) индивид в принципе не сможет достигнуть необходимого уровня вовлечённости и напряжения вследствие неспособности выявить и глубоко погрузиться в существенные элементы специфической активности.
Наконец, и смысл индивидуальной жизни в качестве отголоска «глобального суперзамысла» может не быть достигнут, поскольку последний, несмотря на широкую востребованность, строго говоря, не имеет рациональных подтверждений своего существования, является «полезной фантазией». Наоборот, как указывает Нобелевский лауреат С. Вайнберг, чем лучше учёные познают мир, тем более бессмысленным он им кажется [1]. Помещение М. Селигманом источников смысла исключительно вовне (смысл как нечто большее в сравнении с индивидом) также кажется нам спорным. Динамичные изменения во внешней среде и прогресс в научных знаниях способны быстро уничтожить популярные «внешние» смыслообразующие объекты. Как показывает история, подобное происходило не раз.
Более того, первая, гедонистически окрашенная разновидность счастья находится в потенциальном конфликте с третьей и, особенно, со второй разновидностями. Дело в том, что получение простых и быстрых удовольствий предполагает «отдых», релаксацию, и потому не терпит какой-либо напряжённой деятельности. Как отмечает Р. Веенховен, гедонизм в больших количествах приводит индивида к лени и ощущению бессмысленности собственной жизни (экзистенциальному вакууму) [9]. Иными словами, «лёгкое» счастье, как мы его называем, не дружит с «трудным» счастьем. Значит, гедонизм должен занять подчинённое положение по отношению к вовлечённости и смыслу, что выглядит малопривлекательным для обычного человека, просто желающего стать «счастливее».
Подведём предварительные итоги по всем трём «элементам» счастья. Приятные гедонистические переживания быстро «мельчают», нередко прокладывая дорогу вредным зависимостям. Для вовлечённости в сложную активность требуются специфический талант и трудолюбие, которыми обладают немногие. Объективных доказательств «высшего» смысла (равно как и смысла индивидуальной жизни) не существует, зато свидетельств бессмысленности – сколько угодно. Гедонизм в качестве основной жизненной ориентации подавляет вовлечённость в сложную деятельность и ощущение осмысленности жизни. Остаётся ли что-нибудь от счастья кроме чарующей мечты о нём?
Позитивные иллюзии: надежда умирает последней. Единственной, более-менее надёжной опорой для рассыпающегося на глазах конструкта «счастье» выступают позитивные иллюзии – частично или полностью ложные убеждения положительного содержания [7]. Как установила нейронаука в последние десятилетия, позитивные иллюзии порождаются мозгом большинства людей, имеют не только вредные, но и полезные для индивида функции. Несколько основных видов позитивных иллюзий в той или иной мере свойственны практически всем людям.
Одной из главных иллюзий является убеждение индивида в своей «личностной уникальности» и «неповторимом внутреннем потенциале» - неплохая основа для процветания гуманистической психологии. Что ж, сказанное означает сохраняющуюся возможность для верящего в своё призвание человека пытаться практиковать сложные, захватывающие виды деятельности и получать разнообразные ощущения, связанные с вовлечённостью в них (вторая разновидность счастья). Также добавим, что положительные иллюзии, поддерживая оптимизм и самооценку индивида, способны инициировать его активность в ситуациях, когда результат не гарантирован, тем самым повышая шансы на успех самореализации (а также общее число индивидов, которым самореализация удалась).
Две другие распространённые иллюзии касаются возможности контроля человека над окружающим миром, а также убеждение в том, что жизнь в будущем станет лучше настоящей (оптимизм и надежда). Представления о «дружелюбном», эволюционирующем мире, который становится всё лучше, и о возможности индивида «взаимодействовать» с ним, «влиять» на него как раз и отвечают идее сверхсмысла, лежащего в основе мироздания, равно как и уникальному смыслу конкретных жизненных ситуаций (третья разновидность счастья).
Наконец, раз позитивные иллюзии стимулируют общую активность индивида, значит, они могут привести его к обнаружению новых способов получать приятные переживания, к которым пока не возникла адаптация (первая разновидность счастья).
«Иллюзорность» позитивных убеждений не означает их хрупкости и мимолётности. Как доказала наука, создание позитивных иллюзий является свойством человеческого мозга. Их влияние не останавливается даже тогда, когда испытуемых с помощью статистических выкладок знакомят с тем, как всё устроено «на самом деле», и чего следует ждать в будущем (увы, старости, болезней и смерти). С нашей точки зрения, потенциал влияния разного рода «милых фантазий» на психику и поведение интеллектуально развитого, ответственного, взрослого человека существенно недооценен гуманитарными дисциплинами и почти полностью проигнорирован естественными науками.
Полное исчезновение позитивных иллюзий (потеря мозгом способности к их постоянному воссозданию) связано лишь с наступлением депрессивного расстройства. По всей вероятности, сама устойчивость и привлекательность идеи (возможности) достижения счастья (как длящегося блаженства – вопреки всем реальным жизненным разочарованиям) порождена именно позитивными иллюзиями.
Выводы. Таким образом, позитивные иллюзии остаются последним, однако весьма прочным бастионом, способным не только защитить прекрасную мечту человека о счастье, дающую надежду и облегчающую жизнь в настоящем, но и предложить некоторые правдоподобные возможности для её практической реализации.
Литература
1. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
2. Левит Л.З. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследованиях счастья. – Минск: РИВШ, 2014. – 148 с.
3. Левит Л.З. Адаптация к позитивным переживаниям: ошибся ли священник? // Социальные, психологические и педагогические проблемы современного общества (материалы конференции). – Бирск, 2016. – С. 79-88.
4. Любомирски С. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. – [3-е изд.]. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
6. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 464 c.
7. Lane T.J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. – Springer Publishers, 2013. – P. 1-28.
8. Seligman M. E. Flourish. – New York: Free Press, 2011. – 354 p.
9. Veenhoven R. Hedonism and happiness // Journal of Happiness Studies, 2003. – Vol. 4. – P. 437-457.