Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: Платон нам друг, но…// Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Восьмая международная заочная научно-практическая конференция. Часть 2. Вольск: «Перо», 2014. С. 44 – 51.

Личностно-ориентированная концепция счастья: Платон нам друг, но…

 

Левит Л.З.

 

 

         Идеальный мир Платона. Древнегреческий философ Платон по праву считается одним из основателей современных гуманитарных наук. Как утверждает А. Уайтхед, «Чтобы наиболее точно охарактеризовать традиции европейской философской школы, надо признать, что она представляет собой ряд примечаний к Платону» [2, с.15]. Велико влияние философа и на развитие религиозных идей. Так, по мнению президента средневековой Флорентийской академии М. Фичино, Платона следует проповедовать в церквях наравне с Библией [2, с. 154].

            В своих трудах Платон постулирует существование особого идеального мира, объекты которого окончательны, непреложны, неизменны. На их вершине находится «подлинный объект особого вида знаний, не зависящих от чувственного восприятия» [12]. Ищущему человеку предстоит совершить так называемое «восхождение», чтобы увидеть этот идеальный мир и проникнуться его истинами.

Как считает Платон, подавляющее большинство людей находится как бы в темной пещере, где они принимают за реальность случайные тени и силуэты, возникающие на стене вследствие горящего огня. Человек, стремящийся к истинному знанию, обязан покинуть пещеру, выйти навстречу солнцу и «настоящему» миру. Впоследствии такой просветленный индивид (философ по определению Платона) должен вернуться к людям и применить открывшиеся ему знания для того, чтобы мудро управлять государством (а также теми, кто по-прежнему находится в пещере).

Постановка проблемы. Центральная метафора Платона при всей своей образности и красоте не дает ответа на ряд важных вопросов. Прежде всего, как конкретный человек осознает, что он находится именно в «пещере», в условиях глубокой темноты? Как он понимает, что существует лучший, идеальный мир? Каким образом он принимает решение осуществить «подъем» навстречу этому новому миру; насколько трудным является само восхождение из пещеры к солнцу? Что помогает ему в процессе трудного подъема и что дает «пропуск» в новую реальность? Наконец, что теперь становится лучшим выбором для просвещенного индивида: вернуться в пещеру к людям и поделиться с ними полученными знаниями (без гарантии быть понятым) или остаться в этом идеальном мире, освещаемом лучами истинного знания?

ЛОКС: введение и краткое объяснение. В 2006 – 2012 гг. мы разработали Личностно-ориентированную концепцию счастья (ЛОКС), в которой продуктивная самореализация индивида и достижение им полноценной счастливой жизни описывается через взаимодействие двух многоуровневых систем – «Личностной Уникальности» (ЛУ) и «Эгоизма» (ЭГ) [3; 4; 6; 10; 15; 16]. Каждая система состоит из 4-х уровней, соответствующих (снизу вверх) «организму», «индивиду», «личности» и «индивидуальности». Одновременно с этим, каждый уровень представляет собой определенный этап человеческого развития – от рождения до зрелой самореализации. Обе системы развиваются от уровня к уровню и, соответственно, меняется характер взаимодействия между соответствующими друг другу «по горизонтали» уровнями каждой из них, связанный с осуществлением тех или иных жизненных задач (рис. 1).


Рис. 1. ЛОКС

 

Вначале кратко опишем ось «Личностная Уникальность». На первом, биологическом уровне она представлена помещенной в скобки и в кавычки буквой «У» (Уникальность), что подразумевает некий «природный дар», задатки, имеющиеся в индивиде от рождения. На следующем, втором уровне (жизненном этапе, обычно ассоциируемом с молодостью), задатки постепенно превращаются в способности, т. е. заложенные в индивида предпосылки начинают актуализироваться. В данный период у молодого человека обычно имеется ряд трудностей, связанных с недостаточной личностной зрелостью и ответственностью. Положение начинает исправляться на третьем этапе, когда субъект приобретает мотивационно-личностные компоненты регуляции, позволяющие преодолевать препятствия «внутри» собственной деятельности и настойчиво стремиться к достижению поставленных целей. Наконец, на четвертом этапе (если таковой наступит) видим зрелую Личностную Уникальность, реализация которой и способствует достижению высших ценностей человеческого существования.

Теперь опишем систему «Эгоизм» и ее развитие. Первый «этаж» составляет так называемый «Биологический Эгоизм» (БиоЭГ), родственный у человека и животных и отвечающий за выживание индивида. Это «телесный» уровень организма, связанный с генетической полноценностью и нормальной работой систем жизнеобеспечения. Необходимость его включения обосновывается важностью учета врожденно-биологических предпосылок человеческого эгоизма [5; 9]. На осознаваемом уровне нормально функционирующий БиоЭГ может расцениваться субъектом в качестве собственного здоровья. Как отмечает Д. Майерс, «более сотни исследований подтверждает, что для взрослых всех возрастов, особенно старшего, здоровье и физическая форма являются предсказателями счастья» [17, p. 76]. В свою очередь, ощущение счастья, пишут Э. Динер и Р. Бисвас-Динер, положительно влияет на иммунную систему, подверженность дистрессам, состояние сердца, уровень кровяного давления, общую продолжительность жизни [14, р. 30].

Второй уровень, так называемый «Базовый Эгоизм», частично представлен в сознании и чем-то аналогичен фрейдовскому Ид. Базовый ЭГ относится к уровню «индивид» и отвечает за самоутверждение человека, его желанние реализации собственных интересов и потребностей. В контексте стремления субъекта к счастью, на втором уровне «берет начало» гедонистический эгоизм, связанный с получением «фундаментальных» удовольствий в процессе удовлетворения «основных инстинктов» – пищевого и полового.

Человек – существо общественное, поэтому третий уровень (У3) системы ЭГ представлен понятием «Разумного Эгоизма» (РЭГ), ранее упомянутого в данной главе, но в значительной мере переопределенного в окончательном варианте ЛОКС. Подобно тому, как Биологический (и до некоторой степени Базовый) Эгоизм способствуют приспособлению и самосохранению индивида в «природных» условиях, Разумный Эгоизм (соответствующий стандартному определению личности как продукту общественных отношений) позволяет успешно адаптироваться к жизни в обществе, создавая возможности для социальной реализации индивида, достижению своих целей с учетом интересов других людей. Здесь же располагаются возможности для получения «высших», сугубо человеческих удовольствий – художественных, альтруистических и т.д.

Наконец, четвертый уровень ЛОКС связан с высшими формами эгоизма (зрелого индивидуализма), когда субъект, пройдя три предыдущих этапа, принимает осознанное решение посвятить свою жизнь уникальной самореализации. Имеет место ограничение потенциально негативных (преимущественно гедонистических) сторон «низшего», Базового Эгоизма с его «принципом удовольствия», а также существенная переориентация Разумного Эгоизма на третьем уровне системы. Если РЭГ организовывает окружающую среду (environment) для индивида как члена общества, то «Высший Эгоизм» четвертого уровня создает наиболее подходящее окружение для реализации ЛУ индивида.

Именно в этой «высокогорной» зоне закладываются мотивационные предпосылки эвдемонической жизни. Если на четвертом уровне другой системы к этому времени сформировалась зрелая Личностная Уникальность, происходит контакт, «вспышка», в результате которой возникает качественно иная субстанция, которую мы в рабочем порядке называем «Сверхреализацией». В ней «умещаются» «пиковые» и «плато» переживания А. Маслоу, потоковые состояния М. Чиксентмихайи, индивидуация К. Юнга, древние и современные концепции эвдемонии, и, вероятно, различные формы необычного опыта, связанные с духовной практикой субъекта. Функция Высшего Эгоизма по-прежнему заключается в его защитных (от внешних помех) и мотивирующих (для ЛУ) свойствах, позволяющих индивиду стремиться к максимуму, выходя за собственные пределы. Вначале ЭГ-4 обращается внутрь, входит в контакт со своей ЛУ, а затем всемерно способствует ее развитию и реализации во внешнем мире.

Основные этапы становления индивидуального потенциала следующие: от рождения человек получает «У» – «задатки» будущей самореализации. Далее к ним прибавляется «Л» – личностно-мотивационные компоненты управления специфической активностью, под которую «заточена» «У». И, наконец (по мере «дозревания» ЛУ), к ней присоединяется ЭГ-4, осуществляющий всю необходимую работу «снаружи» выполняемой деятельности. Так что, можно сказать, эгоизм (высшего уровня) – это способность использовать способность (Л) использовать способность (У).

Глубокая поглощенность человека своим делом, своим предназначением, кажущаяся со стороны «эгоистической», на самом деле означает движение по «пути совершенства», связанного с реализацией Личностной Уникальности – своей «идеальной» части. Именно подобная, действительно полноценная жизнь, отражающая идеи эвдемонии, представляет собой единственно возможную, хотя и нелегко достигаемую альтернативу потребительскому «счастью» –  массовому гедонизму, в который скатывается большая часть населения по мере роста материального благосостояния. В последнем случае речь как раз и может идти о «пещерной жизни» в платоновском понимании.

Миф о пещере и ЛОКС: сравнительный анализ. Прежде всего, отметим ряд сходных черт между обеими рассматриваемыми теориями. Понятие «Личностная Уникальность» как лучшая часть, «внутреннее сокровище» индивида отражает не только данные современных исследований человеческого потенциала в гуманистической психологии, но несет на себе «отблеск» платоновского идеализма. В качестве одного из подтверждений приведем цитату Олдоса Хаксли, согласно которому «психология, находящая в душе нечто подобное божественной реальности или даже идентичное ей», принадлежит «вечной философии» Платона [2, с. 31 - 32].

Другой важной чертой сходства является идея восхождения человека к высшему уровню своего развития. Если в ЛОКС индивидуальная самореализация осуществляется с помощью взаимодействия высших уровней обеих систем (ЛУ-4 и ЭГ-4), к достижению которых постепенно движется субъект, то в мифе Платона восхождение человека из глубокой пещеры к свету носит «буквальный» характер.

В отличие от идеального мира Платона, ЛОКС имеет двусистемное построение. Если теории древнегреческого философа свойственна «потусторонность» и «чистая трансценденция» [2, с. 30], то в Личностно-ориентированной концепции счастья имеется как система, претендующая на роль «идеала» (ЛУ), так и «материалистический», ориентированный на повседневную реальность «Эгоизм» (во всяком случае, на «низших» уровнях своего развития). Поэтому ЛОКС, являясь и «потусторонней» и «посюсторонней» теорией, в большей степени соответствует религиозным (в частности, иудейским и христианским) представлениям о двойственной природе человека, о взаимодействии внутри него двух сил, одна из которых «притягивает к земле», а другая «влечет к небу» [2, с. 105].

Наконец, и это самое главное, ЛОКС дает возможность продвинуться в решении ряда вопросов, которые платоновская теория оставила без внимания. Постулируя наличие ЛУ (или, иными словами, потенциала, одаренности, таланта) внутри индивида (а не в особом, отделенном от простого смертного мире), наша концепция предполагает тем самым и возможность его достижения. Отметим в данной связи, что гуманистическая психология в лице А. Маслоу и К. Роджерса говорит о наличии подобного «идеального Я» в каждом человеке, что не слишком увязывается с повседневной реальностью, в которой, по наблюдениям того же А. Маслоу, самоактуализируется менее одного процента людей [11]. В этой связи ЛОКС не говорит о «поголовной охваченности» населения уникальным врожденным потенциалом, который так и рвется наружу, причем ей, как ни странно, помогает не только современная эмпирика, но и платоновский миф. Ведь из пещеры решает выбраться только один человек из многих! Другие же предпочитают остаться в привычном, хотя и «полуслепом» состоянии.

Вернемся к идеальному миру Платона. Древнегреческий философ ни разу не рассказывает нам о «способах проникновения» в него. Индивид «вдруг» понимает, что видит не реальный мир, а его бледное отражение, сам начинает смотреть в другом, «правильном» направлении, а затем как по волшебству, без всяких проблем выползает из своей пещеры к новой, совершенной действительности, в которой с первых же минут чувствует себя как дома. Разумеется, мы никак не можем ставить в укор Платону недооценку конкретных психологических механизмов, способствующих успешному «восхождению». Мы лишь фиксируем «пропущенные звенья», восполнить которые попытаемся с помощью механизмов ЛОКС. При всех вышеотмеченных чертах сходства не будем забывать, что аналогом внешнего по отношению к человеку «идеального» мира Платона в нашей концепции выступает предполагаемая внутренняя Личностная Уникальность индивидуума.

Как отмечал Филон Александрийский, иудейский философ первого столетия, в значительной степени ассимилировавший платонизм и христианство, для отношений между Богом («идеальным») и человеком («земным») необходим посредник [2, с. 155]. В учении Платона такой посредник между двумя мирами отсутствует, в то время как в ЛОКС он имеется. Речь идет о высшем уровне системы «Эгоизм» – ЭГ-4, функция которого заключается в реализации Личностной Уникальности во внешнем мире. С одной стороны, ЭГ-4 способен войти в успешный контакт с идеальной ЛУ как раз потому, что представляет самую высокую стадию развития системы «ЭГ» –  зрелый индивидуализм. Таким образом, речь идет о «диалоге равных». С другой стороны, ЭГ-4 способен осуществлять защитные, мотивационные и другие полезные в отношении реализуемой во внешнем мире ЛУ функции как раз потому, что, будучи эгоизмом, неразрывно связан с решением повседневных «мирских» проблем, касающихся осуществления индивидом собственных интересов. Исходящая со стороны ЭГ-4 мотивация, будучи примененная к платоновскому мифу о пещере, как раз позволяет объяснить начатую индивидом активность и предпринимаемые в процессе «восхождения» усилия, когда окончательный результат еще далеко не ясен. В наше время подобную деятельность субъекта психологи назвали бы саморазвитием и самосовершенствованием, определяемыми исключительно внутренней мотивацией (intrinsic motivation) [13].

Наконец, именно «Высший» Эгоизм способен повлиять на «просветленного» человека таким образом, что тому не захочется возвращаться обратно в пещеру и делиться полученными знаниями с ее обитателями. Как показывают многочисленные исторические  примеры, подобная «ересь» может быть с большой вероятностью отвергнута, а ее беспокоящий всех носитель – умерщвлен «пещерными людьми». Ведь оставшийся «в темноте» народ не проявил никакого желания «двигаться к свету». Какой же смысл  лишний раз убеждать невежественных сограждан выполнить то, чего они делать не хотят? По версии Платона, обратный спуск в пещеру «просвещенного» человека (философа) связан не столько с «обучением», сколько с  идеей управления людьми, находящимися на более низкой стадии развития. Подобная судьба устроит далеко не каждого интеллектуала, привыкшего к индивидуальной творческой деятельности.

Платон осознавал противоречие мифа о пещере, согласно которому просвещенный человек едва ли захочет делать то, к чему он теперь приспособлен – разумно управлять государством: «… пришедшие ко всему этому не хотят заниматься человеческими делами, их души всегда стремятся ввысь» и далее «где всего менее стремятся к власти те, кому предстоит править, там государство управляется лучше всего…» [12, кн. 7]. Согласно Платону, подлинные правители руководят не по доброй воле.

Поэтому, в полном согласии с идеологией ЛОКС, настоящая и счастливая жизнь «в лучах солнца» становится наиболее предпочтительной для автономной и эффективной личности, реализующей свой уникальный потенциал. Аристотель, один из учеников Платона, называл подобное существование эвдемонией [1]. Такой образ жизни активно исследуется в современной зарубежной психологии. Обзор основных концепций эвдемонии приведен в наших последних работах [7; 8].

Использовав метафору Платона, отметим, что в ЛОКС уровень «индивидуальности» (жизнь в солнечных лучах) также находится выше уровня «социального» (коллективная жизнь в темной пещере, из которой наиболее умные индивиды стремятся выбраться к свету).

Еще раз подчеркнем, что возможность успешного контакта с Личностной Уникальностью определяется высочайшим «качеством» ЭГ-4. Речь идет о таком особом отношении к себе, а, точнее, о любви к идеальному, лучшему, перед которой сдается «прекрасная дама» по имени ЛУ. Отметим, что Сократ, учитель Платона, отождествлял любовь с устремленностью человека к высшим ценностям своего существования [18], важнейшей среди которых мы считаем уникальную самореализацию.  

В приведенной выше метафоре, помимо всего прочего, содержится объяснение, почему многим одаренным людям так и не удается реализовать свой потенциал. У них имеется Личностная Уникальность, однако отсутствует «Высший Эгоизм», способствующий успешному самоосуществлению. Зияющая пропасть между  постулатами гуманистической психологии и эмпирическими данными также  получает в этой трактовке дополнительное обоснование (человек может не иметь ЛУ-4 или ЭГ-4, а также и того и другого одновременно).

Высший уровень системы «Эгоизм» в ЛОКС с его деятельностной мотивацией дает более ясное объяснение, как и почему человек самостоятельно начинает восхождение к свету (в мифе Платона оковы с индивида «гипотетически» снимает некто посторонний, поэтому «освобождение» носит случайный и нелогичный характер). Эгоизм же объясняет нежелание отныне просветленного человека  возвращаться к своим собратьям в темную пещеру (на «социальный» уровень), что привело бы к прекращению саморазвития и свободной реализации его Личностной Уникальности. Как известно любому спелеологу, реальная пещера привлекательна именно неизменностью, стабильностью своих условий – температурой воздуха, влажностью и т. д. Темно, зато спокойно.   

В ЛОКС система «Эгоизм» развивается от уровня к уровню на протяжении человеческой жизни, что соответствует идее Платона о «восхождении». Отметим, что параллельно ей развивается и система «Личностная Уникальность», первоначально представляющая собой лишь врожденные задатки индивида – в отличие от платоновской метафоры, согласно которой, человек, успешно осуществивший восхождение, получает уже готовый (полностью созревший) «приз» – «первосортную» жизнь в лучах солнца. Ведь никому не приходит в голову поинтересоваться, как и когда сформировался идеальный мир Платона, поскольку, с точки зрения древнегреческого философа, совершенные вещи являются неизменными.

Относительное противоречие между «застывшим» идеальным миром Платона и меняющейся ЛУ может быть разрешено следующим образом: развивающаяся Личностная Уникальность  развивающегося индивида является совершенной частью для каждого конкретного этапа существования человека. 

В связи с тем, что ЛОКС описывает достижение счастья, упомянем подсчеты Платона, согласно которым просвещенный («побывавший на солнце») правитель в 729 раз счастливее остальных, что лишний раз подтверждает нашу трактовку эвдемонии как высшего вида счастья [10, гл. 3]. Неудивительно, что остающиеся в пещере люди просят такого индивида управлять ими.

Выводы. Разработанная нами Личностно-ориентированная концепция счастья имеет ряд сходных черт с учением Платона (наличие «идеала», совершаемое к нему «восхождение», качественно иная жизнь субъекта после подъема «к солнцу»). В то же время наша теоретическая модель позволяет выявить некоторые неясности и восстановить пропущенные в платоновском толковании «звенья», дающие возможность более ясной и конкретной перспективы самореализации индивида и достижения им счастливой жизни.

 

Литература

1. Аристотель. Никомахова этика. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.

2. Блэкберн С. Платон «Республика». М.: АСТ, 2009.

3. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: краткая история. // «Психология и психотехника». 2012. №8. С. 78 – 86.

4. Левит Л. З., Радчикова Н. П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный Психологический Журнал. 2012.  №2 (8). С. 81 – 90.

5.  Левит Л. З. Счастье, эгоизм, альтруизм: парадоксы взаимодействия // Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика». 2012. №7. С. 10 – 19.

6. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 102 – 111.

7.  Левит Л. З. Эвдемония: жизнь для героя // Современная зарубежная психология. 2013. №1. С. 69 – 77.

 8. Левит Л.З. Тренинг и диагностика компонентов эвдемонической активности индивида // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов Седьмой международной научно-практической конференции. Часть 2. – Саратов-Вольск: «Изд-во Наука», 2013. С. 72-79.

 9. Левит Л.З. Эгоизм как системное понятие и его роль в достижении счастья // Горизонты образования. 2013. №1. С. 22 – 35.

10. Левит Л.З. Уникальный потенциал, самореализация, счастье. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2013.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание. СПб.: Питер, 2009.

12. Платон. Государство. М.: Наука, 2005.

13. Deci E. L., Ryan, R. M. Hedonia, eudaimonia, and well-being: An introduction // Journal of Happiness Studies, No. 9, 2008, pp. 1-11.

14. Diener E., Biswas-Diener R. Happiness. Blackwell Publishing, 2008.

15. Levit L. Z. Happiness: Person-Oriented Conception // International Journal of Advances in Psychology. Vol. 1. Iss. 3. November, 2012. Pp. 46 – 57.

16. Levit L .Z. Person-oriented Conception of Happiness: Between Freud, Jung and Maslow // International Journal of Economy, Management and Social Sciences. 2013. August. № 2 (8). Pp. 576 – 584.

17. Myers, D. The Pursuit of Happiness. New York: Quill, 2002.

18. Norton D. Personal Destinies. Princeton: Princeton University Press, 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

Левит Л. З.

кандидат психологических наук, доцент

Центр психологического здоровья и образования (Минск, Беларусь), директор

Научный корреспондент лаборатории методологии и истории психологии Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

Дом. адрес: 220030 Беларусь, Минск, ул.К. Маркса, 8-114

8 - 1037517 - 3278304, leolev44@tut.by

 

 

               Левит Леонид Зигфридович

 

Личностно-ориентированная концепция счастья: Платон нам друг, но…

 

Аннотация. В статье проводится сравнение между «мифом о пещере», отражающим важные компоненты учения Платона и разработанной автором Личностно-ориентированной концепцией счастья (ЛОКС). Показаны как сходные черты, так и важные различия между двумя теориями. ЛОКС с ее двусистемным построением дает возможность прояснить ряд неясностей, существующих в «мифе о пещере» и восполнить недостающие звенья, наполняя их конкретно-психологическим содержанием.

Ключевые слова: миф о пещере, идеал, личностная уникальность, эгоизм, самореализация, системный подход.

Summary. The article deals with the comparative analysis between the most famous “cave myth” by Plato and Person-oriented conception of happiness (POCH) elaborated by the author. Similar features as well as important distinctions between the two theories are demonstrated. Our dual-systems model gives the opportunity to disclose some shadowy places in the “cave myth” and to fill it up with the necessary links which possess the concrete psychological content.

Key words: the cave myth, ideal, personal uniqueness, egoism, self-realization, systemic approach.      

 

 

 

вверх