Левит Л.З. Личностная Уникальность клиента как основа для терапии. // Психология особистости. Психологична допомога особистости. Киев, 2013. Том 11. Вип. 7. Частина 1. С. 579 – 585
ЛИЧНОСТНАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ КЛИЕНТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ТЕРАПИИ
Левит Леонид Зигфридович,
кандидат психологических наук, доцент.
Резюме
Автор статьи, на основе разработанной им личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС) и ряда известных психологических теорий, представляет теоретическое обоснование проекта новой методики работы психолога с клиентом – терапии Личностной Уникальностью (ЛУТ). Осознание (конструирование) клиентом собственной «идеальной» части и контакт с ней позволяют уменьшить повреждающее воздействие внешних стрессов и жизненных неудач. Указаны возможности продуктивного взаимодействия ЛУТ с духовными и религиозными практиками.
Ключевые слова: личностная уникальность, самореализация, счастье, эвдемония.
Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но потеряет себя?
Иисус Христос
Современная психотерапия в настоящее время насчитывает свыше 400 систем и методов [7, c.15]. Основываясь на разработанной нами в 2006-2011 гг. личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС), мы решили предложить вниманию читателя проект психотерапии и самотерапии, в ходе которой клиент осознает собственную Личностную Уникальность (ЛУ) в качестве «идеальной» части, определяющей его жизненное предназначение, что служит защитой от внешнего дистресса.
Еще древнегреческий философ Сократ, один из основателей эвдемонической традиции, основанной на реализации человеком своего внутреннего потенциала, видел суть любви в ее устремленности к высшим ценностям, главной среди которых является «дэймон» – внутренний дух индивида, его прирожденное совершенство [12, c. X].
Обзор и проработка понятий, аналогичных выделенному конструкту («самость», «личностный потенциал», «истинное Я» и др.), осуществлены в наших последних монографиях [3; 4]. Некоторые из вышеупомянутых терминов связываются авторами с представлением о самоактуализации личности в соответствующей активности [6; 8], другие – с понятием глубинного центра, места тишины и спокойствия [2], бессознательной самости, являющейся средоточием высших человеческих сил [10]. В связи с этим нам показалось логичным и обоснованным включить подобные «ресурсные» представления в практику работы – особенно с высокообразованными клиентами, эрудированными в области психологии.
Конструкт Личностной Уникальности существенно отличается от «идеального Я», – понятия, введенного в употребление К. Роджерсом [8]. Последний термин обозначает то, кем человек хотел бы стать, но пока не стал. Что касается ЛУ, которая во многом аналогична древнегреческому «дэймону», врожденному внутреннему духу человека, то она уже имеется в психике, в ее бессознательной части. Задача индивида заключается в том, чтобы обнаружить свою Личностную Уникальность и жить в согласии с ней, в полной мере реализовывая древний принцип: «Познай себя, и стань тем, кто ты есть» [12]. Поэтому ЛУ в отличие от «идеального Я» не порождает непроходимую пропасть между желаемым и действительным: искомые уникальные предпосылки присутствуют в человеке от рождения – задачей становится их обнаружение и продуктивная актуализация.
Разумеется, Личностная Уникальность не имеет ничего общего с фрейдовским «Сверх Я», поскольку обозначает скорее креативные и ресурсные возможности человека, чем его способность соответствовать общественным требованиям и нормам. Мы подчеркиваем данное очевидное для специалистов различие лишь из-за некоторой схожести в звучании абсолютно разных конструктов.
Наша многолетняя психологическая практика показала, что выявление и контакт индивида с лучшей частью себя, своим «внутренним сокровищем», которое всегда остаётся с человеком, позволяет ему легче пережить периоды стрессов и жизненных кризисов [4, с.82]. Отметим, что еще Л. Н. Толстой в своей «Исповеди» указал, что для выхода из кризиса зачастую необходимо обретение новых духовных ценностей.
В этом смысле важно затронуть выявленную З. Фрейдом сублимацию, при которой происходит перенаправление энергии на более высокую деятельность, что интенсифицирует внутренние процессы и тем самым позволяет приобрести определенную независимость от влияний внешнего мира. В этом случае, пишет З. Фрейд, «судьба не в состоянии нанести большой вред» [9, c. 31].
Практически любой человек может вспомнить, как в тяжелые периоды в какой-то одной области (например, в работе), он «с головой» уходил во что-то другое, не затронутое кризисом – спорт, хобби или семейную жизнь, и таким образом находил ресурсы, чтобы пережить неприятности и справиться с ними. В этом смысле Личностная Уникальность человека предоставляет наиболее надежную опору по двум причинам. Во-первых, это лучшая, идеальная часть личности, поэтому контакт с ней наиболее плодотворен в тяжелые минуты. Во-вторых, ЛУ находится внутри человека, дана ему от природы, а значит, она неуязвима, поскольку никакой внешний кризис не способен ее затронуть.
Если у индивида уже сформировалось внутреннее ощущение собственной Личностной Уникальности, то оно как раз и будет особенно («по контрасту») усиливаться в периоды неприятностей, связанных с внешним миром. Тем самым, у человека всегда будет возможность укрыться в уютном «убежище» и восстановить свое душевное равновесие.
Поэтому и приведенную в начале статьи цитату можно трактовать «от обратного»: индивиду ничего не страшно во внешнем мире, если он не потерял себя. Человек не завоевал мир, но и мир не сможет «завоевать» духовную сущность человека. В худшем случае, у индивида могут все отобрать, но никто не способен отнять у него Личностную Уникальность – его истинную драгоценность. Так что еще один полезный сопутствующий результат обучения ЛУ-терапии (ЛУТ) – постепенное возникновение у клиента поистине буддистской «непривязанности» к повседневной суете. Вместо лихорадочной погони за все новыми удовольствиями (в итоге ведущей к потере себя) человек учится больше ценить то, что у него уже есть (свою Личностную Уникальность в том числе), что уменьшает либо полностью исключает невротическое переживание разрыва между желаемым и действительным. В последнем случае конструкт Личностной Уникальности, «идеальной» части индивида, находится как раз посередине между его далекими идеалами и более скромными наличными возможностями, и способен, таким образом, выступать в качестве связующего звена, «мостика» между первыми и вторыми. Это позволяет невротическому клиенту увидеть более зримый ориентир для конкретных действий по сравнению с несбыточными мечтами и грандиозными фантазиями.
Как, очевидно, заметил внимательный читатель, ЛУТ целесообразно использовать, когда индивид не способен изменить неблагоприятную «внешнюю» ситуацию, поэтому лучшим способом будет принять случившееся и примириться с ним. Концентрация внимания на сохранившихся внутренних возможностях, контакт со своей «идеальной частью» помогают процессу «самоутешения» и заживления ран: «Сейчас мне плохо, тяжело, но моя Личностная Уникальность по-прежнему со мной. В будущем я смогу ее реализовать и сделать свою жизнь счастливее». С нашей точки зрения, подобная фокусировка позволяет запустить и облегчить процесс коупинга, в ходе которого должен произойти постепенный «выход» из негативных переживаний к позитивным аспектам существования [11]. Конструкт Личностной Уникальности является в данном случае (возможно, единственным) положительным противовесом неприятностям, приходящим из внешнего мира, основой для будущих коупинг-процессов. Поскольку клиенту в начале травмирующего события сложно (если вообще возможно) искать позитивные аспекты в случившейся с ним трагедии, он может временно обратиться к своему внутреннему идеалу, сохраняя тем самым относительное психическое равновесие и силы для борьбы с трудностями. Баланс, борьба и диалектическое взаимодействие «хорошего» и «плохого», «добра» и «зла», о котором писал Р. Лазарус, противопоставляя реальное восприятие жизни усеченному позитивно-психологическому подходу [11], как раз и создается в противостоянии «идеальной» ЛУ субъекта внешним неприятностям, которые на него обрушились. Виртуальный счет между «плохим» (имеющаяся проблема) и «хорошим» (собственная ЛУ) становится «равным». Клиент, обращаясь к своей Личностной Уникальности, получает возможность определенного дистанцирования в отношении негативных переживаний.
Наша точка зрения может быть подтверждена не только собственной профессиональной деятельностью, но и известными всем историческими аналогиями, когда притесняемые и жестоко преследуемые меньшинства (в частности, евреи) находили внутренние силы для борьбы за выживание и сохраняли самоуважение благодаря религиозному чувству «избранности», «особости». В этом смысле внутреннее «сокровище» Личностной Уникальности предельно компактно – его всегда можно «взять с собой». Кроме того, оно невидимо для окружающих, а потому не может стать объектом их (недружелюбных) действий.
Пациент в процессе психотерапии учится конструировать, осознавать, «слушать» свою идеальную часть и входить с ней в контакт, обогащаясь мудростью и психологическими ресурсами, что меняет фокусировку с «внешнего и плохого» на «внутреннее и хорошее». Клиент постепенно понимает, что главные «сокровища» находятся у него внутри, а не в материальном мире. Туда же, внутрь, открывается и «дверь к счастью». Конструкт Личностной Уникальности служит в этом случае «маяком», побуждающей силой для внутреннего роста. Счастливое, полноценное существование достигается человеком, когда он живет в соответствии со своим «внутренним духом», а не внешней суетой.
Если индивид поначалу затрудняется в подробном описании ЛУ, он может представлять ее в виде метафоры, по принципу «как если бы» – например, в качестве источника внутреннего тепла. Подобные упражнения придают человеку дополнительные силы в развитии собственной индивидуальности, стабилизируют его самооценку и позволяют более оптимистично смотреть в будущее (поскольку в настоящем под рукой теперь всегда имеется «спасательный якорь»). Конструкт Личностной Уникальности является моделью того, что возможно внутри нас; он помогает ответить на вопросы: «Для каких жизненных целей и поступков я создан? Что я хочу и буду делать в жизни, чтобы прожить её осмысленно и счастливо?» Именно в этом заключается суть по-настоящему позитивной психологии и психотерапии. Отметим, что измерение «смысла» появляется в жизни субъекта лишь после понимания им глубинных слоев собственной индивидуальности.
Проецирование индивидом лучших качеств в Личностную Уникальность позволяет ему начать движение по «пути совершенства», перерастая свою зацикленность на повседневных житейских неурядицах. Клиенту предлагается почувствовать себя «героем» собственной жизни, находящимся на пути к счастью. Любой «правильный» для клиента образ жизни и поступки, позволяющие, помимо прочего, успешно справляться с имеющимися у него симптомами, теперь совершаются ради укрепления и последующей реализации собственной Личностной Уникальности («идеальные» поступки для усиления «идеальной» части). Любая активность индивида, направленная на «решение проблем», может интерпретироваться в качестве основы для будущей реализации ЛУ и являться, тем самым, поводом для гордости за себя и укрепления самооценки. Человек, достигший личностной зрелости и осознающий в себе уникальное Я, начинает в большей степени «учиться» у себя, нежели у других.
С нашей точки зрения, ЛУТ может быть успешно использована и с религиозными людьми, исповедующими духовные ценности. Отметим, что уже первые монахи-отшельники, практиковавшие работу с текстами Священного Писания, c помощью определенных психотехник развивали «внимание к себе» (просохе) в качестве одной из главных добродетелей [1, c. 137]. Ранние школы христианства (вслед за древнегреческими философами Сократом, Платоном и Аристотелем) делали акцент на том, что «усия» (нередуцируемое «ядро» в психике индивида, подобное божественной сущности) имеется у каждого человека.
Рассматривая свою идеальную, духовную часть как «дыхание бога», верующий устанавливает и укрепляет связь с высшим существом через улучшение самого себя [3, с. 99 – 100]. По определению, духовность и трансцендентность представляет собой соединение человека с тем, что «выше» его. Но как раз Личностная Уникальность человека прекрасно подходит на роль объекта духовных поисков и практик, поскольку является идеальной частью личности, стоящей над повседневной суетой. При этом она лоцируется внутри самого субъекта, а не вне его. В этом смысле «божественная сила» уже находится в человеке, и теперь ему остается лишь услышать этот внутренний голос и жить в согласии с ним, перерастая тем самым свою озабоченность житейскими проблемами.
Наиболее последовательный и нетривиально мыслящий адепт собственной ЛУ мог бы в экспериментальных целях попытаться создать некий вариант персональной «религии», в которой Личностная Уникальность могла бы рассматриваться в качестве конечного аналога «высшего разума». В этом случае при истолковании реальности на место понятию «бог» приходит понятие «ЛУ», например: «ЛУ подвергает меня испытаниям», «неисповедимы пути ЛУ» и т. д. Как и в традиционной религии, могут быть созданы специальные места, при посещении которых индивид ощущал бы свою Личностную Уникальность «с особой силой». Мы ни в коем случае не намерены пропагандировать подобную «экстремальную» возможность, а всего лишь хотим еще раз продемонстрировать широкий потенциал идей, имплицитно присутствующий в нашей системе.
Концепт Личностной Уникальности позволяет избежать традиционного противопоставления «коллективной духовности» и «индивидуального эгоизма». С одной стороны, ЛУ «индивидуальна», с другой, – «неэгоистична» и «духовна», поскольку представляет собой лучшую часть человеческой личности.
Вообще диапазон пациентов для применения ЛУТ кажется нам достаточно широким. Очевидно, методику в модифицированном виде можно применять даже с психотическими пациентами вне периода обострений. Так, например, можно обратить внимание клиента на то, что у него имеется не только «больная», но и «здоровая» часть личности, в которой могут быть скрыты важные ресурсы. Совместная с психотерапевтом работа по укреплению и расширению этой «лучшей» части позволит больному в будущем вести более счастливую жизнь.
Поверхностный взгляд может заметить некоторое сходство между постулатами ЛУ-терапии и нарциссическими проявлениями личности. ЛУТ не имеет отношения к нарциссизму, поскольку Личностная Уникальность – это не «весь я», а лишь одна моя (идеальная) часть, пока еще скрытая в бессознательном и требующая немалого труда с моей стороны для выявления и реализации. Поэтому у субъекта нет особой «гордости» перед окружающими, однако ему не требуется и их «восхищение». Тот, кто «полон собой», лишен нарциссической зависти по отношению к другим. Ради развития и реализации Личностной Уникальности индивиду следует прилагать усилия, работать над собой и вести этическую, «правильную» жизнь, чтобы осуществить свое индивидуальное предназначение.
Выражаясь метафорически, субъект может рассматривать самого себя как «слугу» при данной идеальной части, который должен всячески помогать ей, осуществляя тем самым и собственный личностный рост. Созданный (или осознанный) во внутреннем мире новый, идеальный конструкт отныне требует от клиента реальных конструктивных действий – «доказательств» своего существования. Иначе вера субъекта в наличие собственной Личностной Уникальности может пошатнуться либо исчезнуть вообще. Подобная напряженная деятельность, связанная с реализацией индивидом своего жизненного предназначения, не имеет ничего общего с нарциссическим высокомерием и самолюбованием, с беспочвенными фантазиями собственной грандиозности. Более того, ЛУТ, по-видимому, может оказаться полезной и для нарциссических личностей, нередко страдающих от внутренней пустоты и недостатка самоуважения [5]. Клиент получает новую возможность (возможность реализации собственного потенциала), внутреннюю точку опоры, которая дарит ему дополнительную надежду в трудную минуту, а в случае своего успешного воплощения в будущем – заслуженное чувство самоуважения. Отметим, что еще до «внешней» самореализации индивид должен приложить «внутренние» усилия для того, чтобы обнаружить свою Личностную Уникальность и войти с ней в контакт, что, как видим, не имеет ничего общего с нарциссическими проявлениями.
Вопрос о том, что случится с нарциссической личностью, если ей все же удастся сформировать подобный внутренний конструкт без последующих попыток его внешней реализации – точнее, может ли данное новообразование, оставаясь «неиспользованным», усилить нарциссические проявления (в частности, грандиозные фантазии пациента), либо однозначно ослабит их – не может быть разрешен в рамках данной статьи и нуждается в дополнительном изучении. Многое в данной ситуации зависит от действий специалиста, побуждающего своего клиента (в том числе, с помощью домашних заданий) к полезной активности во внешнем мире «в соответствии со своей ЛУ». В то же время, очевидно, что при расстройствах, характеризующихся падением самооценки и потерей самоуважения (например, депрессивном или тревожном), ЛУТ способна быть полезной – по крайней мере, в качестве вспомогательного средства.
Клиенты, обучаясь приёмам ЛУ-терапии у психолога, в дальнейшем способны использовать их самостоятельно. Наиболее подходящими ситуациями для этого являются повышенная «агрессивность» окружающей среды, недостижение индивидом карьерных целей, всевозможные жизненные кризисы – все те обстоятельства, которые провоцируют у индивида «выученную беспомощность» и ощущение себя в качестве жертвы. Важно, чтобы приёмы самотерапии Личностной Уникальностью были направлены внутрь – использовались для собственной защиты, а не для ответной агрессии.
Как показали результаты разработанного и проводимого нами (со здоровыми людьми) Эвдемонического Тренинга, возможен достаточно быстрый (на протяжении шести недель) переход субъекта к ощущению своего «идеального Я», своей Личностной Уникальности с последующей нарастающей самореализацией и ростом удовлетворенности собственной жизнью [3, с. 91 – 95].
Читателям, знакомым с нашими последними работами, известно, что оптимальная реализация зрелой Личностной Уникальности осуществляется с помощью высших форм эгоизма (а точнее – индивидуализма) субъекта. Мы не затрагиваем данный вопрос в настоящей статье только потому, что ее основная цель в ином – помочь человеку быстрее и успешнее справляться с неприятными неожиданностями, приходящими из внешнего мира.
Наши систематические исследования в области ЛУТ начались сравнительно недавно. В последующих работах, по мере накопления и обобщения материала, мы планируем дать большую детализацию теории, упражнений и рекомендаций в зависимости от жалоб клиента и характера имеющихся у него проблем.
Литература
1. Армстронг К. Биография бога. М.: ЭКСМО, 2012. – 432 с.
2.Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М., Психотерапия, 2008. – 384 с.
3.Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: жизнь во имя себя. – Минск, изд-во «А. Н. Вараксин», 2011. – 112 с.
4.Левит Л.З. ЛОКС: между Фрейдом, Юнгом и Маслоу. – Минск, изд-во «А.Н. Вараксин», 2012. – 120 с.
5.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 2004. – 480 с.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб., Питер, 2009. – 352 с.
7. Норкросс Дж., Прохазка Дж. Системы психотерапии. – М., «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2007. – 384 с.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М., Универс, 1994. – 480 с.
9. Фрейд З. Неудобства культуры. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 192 c.
10. Юнг К. Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип. – М.: АСТ, 2009. – 352 с.
11. Lazarus R. S. The Lazarus Manifesto for Positive Psychology and Psychology in General // Psychological Inquiry, 2003. Vol. 14. № 2. Pp. 173 – 189.
12. Norton D. L. Personal Destinies. Princeton: Princeton University Press, 1976. – 400 p.
Personal Uniqueness of a Client as the Basis for Therapy.
Leonid Z. Levit, Ph. D. in Psychology, Assistant Professor, Private Practitioner
Summary
The author presents the theoretical foundation of a new kind of psychotherapy based on a client’s Personal Uniqueness. In the process of therapy, the client gradually becomes aware of and gets in contact with his ideal part of the self, that helps him to overcome distresses and crises of everyday life. The method is based on the author’s theoretical model – Person-Oriented Conception of Happiness (POCH), which has been thoroughly elaborated in the previous years.
Key words: personal uniqueness, self-realization, happiness, eudaimonia.