Левит Л.З. Преодоление жизненных кризисов: в контакте с «внутренним идеалом» // Особистiсть у кризових умовах…Суми: Вид-во СумДПУ, 2016. С. 266-270.
УДК 159.923
Левит Леонид Зигфридович
к. психол. н., доцент,
Центр психологического здоровья и
образования, г. Минск, Беларусь
Научный корреспондент Института психологии
им. Г.С. Костюка, г. Киев, Украина
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ:
В КОНТАКТЕ С «ВНУТРЕННИМ ИДЕАЛОМ»
Аннотация. Автор статьи приводит основные принципы и демонстрирует методические приемы «Терапии Личностной Уникальностью» (ЛУТ), разработанной на основе собственной теоретической модели. Использование ЛУТ позволяет индивиду справиться с последствиями кризисных ситуаций за счет контакта с «внутренним идеалом», представленным системой «Личностная Уникальность».
Ключевые слова: внутренний идеал, коупинг, личностная уникальность, позитивная психология.
Summary. The author demonstrates the main principles and techniques of «Personal Uniqueness Therapy» (PUT) elaborated on the basis of his own theoretical conception. PUT enables a person to overcome the consequences of external crises due to the contact with the «inner ideal» represented by «Personal Uniqueness» system.
Key words: the inner ideal, coping, personal uniqueness, positive psychology.
Введение. В 2006-2012 гг. нами была разработана «Личностно-ориентированная концепция счастья» (ЛОКС), в которой самореализация индивида, достижение им осмысленной, полноценной жизни описываются через взаимодействие двух систем – «Личностной Уникальности» (ЛУ) и «Эгоизма» (ЭГ). Каждая система состоит из 4-х уровней, соответствующих (снизу вверх) «организму», «индивиду», «личности» и «индивидуальности». Одновременно с этим каждый уровень представляет собой определенный этап онтогенеза.
ЛОКС с ее обеими системами может быть отнесена (большей частью) к эвдемонической группе теорий в современной позитивной психологии, изучающих индивидуальный потенциал и его реализацию в связи с достижением счастья [5]. Вместе с тем, мы также разработали и успешно апробировали «Терапию Личностной Уникальностью» (ЛУТ), в которой используется лишь одна из систем нашей концепции. ЛУТ применяется в ситуациях жизненных кризисов, изменить которые (в настоящее время) не представляется возможным.
ЛУТ: краткое описание. В ходе проводимой психотерапии клиент осознает собственную Личностную Уникальность (ЛУ) в качестве «идеальной» части, определяющей его жизненное предназначение [3; 6; 13]. «Внутренний» идеал кажется нам гораздо надежнее «внешнего» аналога вследствие изменчивости и неподконтрольности человеку окружающего мира. Можно сказать, что идеи ЛУТ близки позитивному мышлению, только повернутому внутрь: «Все будет хорошо – но внутри меня, а не во внешнем, малопредсказуемом мире».
Как отмечает один из основателей современной позитивной психологии М. Селигман, всю большую и мягкую «духовную мебель», ранее являвшуюся источником смысла и надежды (религию, всевозможные «высшие силы», вечные ценности культуры и т. д.) у современного человека отобрали; осталась лишь одна маленькая, жесткая и неустойчивая табуретка – собственное «я» [14]. Поэтому нам кажется разумным и оправданным делать данное «сиденье» больше и комфортабельнее. Подобное лучше всего достигается введением понятия «Личностная Уникальность» как «внутреннего сокровища» индивида. Если изменчивый и нестабильный внешний мир предоставляет все меньше надежных опор, значит необходимо создавать опоры внутренние.
Как уже отмечалось, ЛУТ целесообразно использовать, когда индивид временно не способен изменить неблагоприятную внешнюю ситуацию, поэтому лучшим способом будет принять случившееся и примириться с ним. Концентрация внимания на сохранившихся внутренних возможностях, контакт со своей «идеальной частью» помогают процессу «самоутешения» и заживления ран: «Сейчас мне плохо, тяжело, но моя Личностная Уникальность по-прежнему со мной. В будущем я смогу ее реализовать и сделать свою жизнь счастливее». Подобная фокусировка, как показала наша практическая работа, позволяет запустить и облегчить процесс коупинга, в ходе которого должен произойти постепенный выход клиента из негативных переживаний к позитивным аспектам существования.
Конструкт Личностной Уникальности является в данном случае (возможно, единственным) положительным противовесом неприятностям, приходящим из внешнего мира, основой для будущих коупинг-процессов. Поскольку клиенту в начале травмирующего события сложно (если вообще возможно) искать позитивные аспекты в случившейся с ним трагедии, он может временно обратиться к своему внутреннему идеалу, сохраняя тем самым относительное психическое равновесие и силы для борьбы с трудностями. Баланс, борьба и диалектическое взаимодействие «хорошего» и «плохого», «добра» и «зла», о котором писал Р. Лазарус, противопоставляя реальное восприятие жизни усеченному позитивно-психологическому подходу [11], как раз и создается в противостоянии «идеальной» ЛУ субъекта внешним неприятностям, которые на него обрушились. Виртуальный счет между «плохим» (имеющаяся проблема) и «хорошим» (собственная ЛУ) становится «равным». Клиент, обращаясь к своей Личностной Уникальности, получает возможность определенного дистанцирования в отношении негативных переживаний.
Как пишет А. Маслоу, «хороший терапевт должен помочь своему клиенту увидеть себя, пробиться сквозь защитные механизмы к его «самости» [7, с. 64]. Соответственно, терапевтическая сила контакта индивида со своей Личностной Уникальностью может быть обоснована разными способами. Один из путей доказательства заключается в ее сравнении с конечными данностями человеческого бытия (неизбежностью смерти; свободой в негативном понимании как отсутствием внешней структуры; экзистенциальным одиночеством; бессмысленностью существования), с которыми неизбежно сталкивается любой человек [10].
Выясняется, что обращение индивида к своей ЛУ позволяет значительно уменьшить либо полностью преодолеть повреждающее действие вышеуказанных факторов. Неизбежность смерти способна подтолкнуть к более насыщенной жизни, основанной на реализации Личностной Уникальности. Свобода, понимаемая как отсутствие внешней структуры, позволяет индивиду структурировать жизнь изнутри – с помощью опоры на свою ЛУ. Экзистенциальная изоляция отныне сходит на нет из-за ощущаемого «внутреннего сокровища», с которым возможно плодотворное взаимодействие. Именно ситуации одиночества прекрасно подходят для совершенствования ЛУ и достижения субъектом потоковых состояний в той или иной активности, поскольку не содержат угрозы социальных оценок и отрицательных внешних подкреплений.
Как показали наши экспериментальные исследования, высокие показатели шкалы «ЛУ» положительно и значимо коррелируют с большинством шкал опросника «Смысложизненных ориентаций», отменяя тем самым проблему бессмысленности существования [4; 12]. Открывающаяся возможность преодоления большинства негативных факторов человеческого бытия не кажется случайной – за ней скрывается нечто большее.
Наша точка зрения может быть подтверждена не только собственной профессиональной деятельностью, но и известными всем историческими аналогиями, когда притесняемые и жестоко преследуемые меньшинства находили внутренние силы для борьбы за выживание и сохраняли самоуважение благодаря религиозному чувству «избранности», «особости». В этом смысле внутреннее «сокровище» Личностной Уникальности предельно компактно – его всегда можно «взять с собой». Кроме того, оно невидимо для окружающих, а потому не может стать объектом их (недружелюбных) действий. Как писал еще Эпиктет, другие люди «не знают, что они не могут даже прикоснуться до того, что есть воистину мое и чем одним я живу» [9, с. 47].
Пациент в процессе психотерапии учится конструировать, осознавать, «слушать» свою идеальную часть и входить с ней в контакт, обогащаясь мудростью и психологическими ресурсами, что меняет фокусировку с «внешнего и плохого» на «внутреннее и хорошее». Клиент постепенно понимает, что главные «сокровища» находятся у него внутри, а не в материальном мире. Туда же, внутрь, открывается и «дверь к счастью». Конструкт Личностной Уникальности служит в этом случае «маяком», побуждающей силой для внутреннего роста. Счастливое, полноценное существование достигается человеком, когда он живет в соответствии со своим внутренним духом, а не внешней суетой. Энергия, высвобождаемая из «внешних» конфликтов, немедленно становится доступной для внутренней гармонии, личностного роста и творческой жизни.
Всем известна побуждающая сила идеалов. Однако человеком, стремящимся к внешнему идеалу (задаваемому культурой, рыночной экономикой, государством, религией и т.д.) легко манипулировать и управлять. Если же идеал уникален (единственен) и находится внутри индивида (а значит, доступен лишь ему самому и никому другому), любые манипуляции «со стороны» становятся невозможными.
Проецирование индивидом лучших качеств в Личностную Уникальность позволяет ему начать движение по «пути совершенства», перерастая свою зацикленность на повседневных житейских неурядицах. Клиенту предлагается почувствовать себя «героем» собственной жизни, находящимся на пути к счастью. Любой «правильный» для клиента образ жизни и поступки, позволяющие, помимо прочего, успешно справляться с имеющимися у него симптомами, теперь совершаются ради укрепления и последующей реализации собственной Личностной Уникальности («идеальные» поступки для усиления «идеальной» части). Любая активность индивида, направленная на «решение проблем», может интерпретироваться в качестве основы для будущей реализации ЛУ и являться, тем самым, поводом для гордости за себя и укрепления самооценки. Человек, достигший личностной зрелости и осознающий в себе уникальное Я, начинает в большей степени «учиться» у себя, нежели у других.
С нашей точки зрения, ЛУТ может быть успешно использована и с религиозными людьми, исповедующими духовные ценности. Отметим, что уже первые монахи-отшельники, практиковавшие работу с текстами Священного Писания, c помощью определенных психотехник развивали «внимание к себе» (просохе) в качестве одной из главных добродетелей. Ранние школы христианства (вслед за древнегреческими философами Сократом, Платоном и Аристотелем) делали акцент на том, что «усия» (нередуцируемое «ядро» в психике индивида, подобное божественной сущности) имеется у каждого человека [1, c. 137].
Рассматривая свою идеальную, духовную часть как «дыхание бога», верующий устанавливает и укрепляет связь с высшим существом через улучшение самого себя [2, с. 99 – 100]. По определению, духовность и трансцендентность представляет собой соединение человека с тем, что «выше» его. Но как раз Личностная Уникальность человека прекрасно подходит на роль объекта духовных поисков и практик, поскольку является идеальной частью личности, стоящей над повседневной суетой. При этом она лоцируется внутри самого субъекта, а не вне его. В этом смысле «божественная сила» уже находится в человеке, и теперь ему остается лишь услышать этот внутренний голос и жить в согласии с ним, перерастая тем самым свою озабоченность житейскими проблемами.
Оптимизм индивида при опоре на собственную ЛУ приобретает «бессрочный» характер, поскольку Личностная Уникальность, идеальная часть, живет столько же, сколько сам индивид, и только крепнет с годами. Ее существование никак не зависит от внешнего мира, который подвержен постоянным изменениям. Если считать свою ЛУ значительно лучше, чем внешний мир, значит с приходящими из него неприятными событиями справиться будет гораздо легче: «Окружающая среда в очередной раз доказала свою изменчивую, в значительной части негативную природу, нанеся мне рану. Зато я имею лучшего душевного доктора – мою Личностную Уникальность, которая сейчас вступит в дело и исцелит меня».
ЛУТ: применение. Клиенты, обучаясь приёмам ЛУ-терапии у психолога, в дальнейшем способны использовать их самостоятельно, поскольку начинают понимать закономерности возникающих коупинг-процессов. Наиболее подходящими ситуациями для этого являются повышенная «агрессивность» окружающей среды, недостижение индивидом карьерных целей, всевозможные жизненные кризисы и катастрофы – все те обстоятельства, которые провоцируют у индивида «выученную беспомощность» и ощущение себя в качестве жертвы.
Как правило, неподготовленному клиенту требуется некоторое время, чтобы ощутить ЛУ и войти с ней в контакт. В этот период он может учиться представлять ЛУ метафорически – как источник внутреннего тепла и света. Клиент также побуждается к воспоминаниям о ситуациях в прошлом, с которыми он успешно справился в собственном уникальном ключе. Он рассказывает о лучших качествах, которые унаследовал от своих родителей. Подобные упражнения, повторяясь от сессии к сессии, облегчают переход от негативных внутренних состояний к позитивным. Каждая сессия завершается домашним заданием, выполнять которое клиенту рекомендуют ежедневно до следующей встречи с психологом.
«Правильный» образ жизни и соответствующая ему активность (выполняемые, в том числе, в ходе домашних заданий) расцениваются как средства, усиливающие Личностную Уникальность. Клиент может постепенно возвращаться к видам деятельности, которая позволяла ему достигать максимума самовыражения в своем прошлом или начать что-то новое, соответствующее ощущаемому внутреннему потенциалу.
Использование ЛУТ наиболее естественным образом позволяет клиенту позаботиться и о собственном физическом здоровье. Здоровое тело не только создает оптимальную «среду пребывания» для Личностной Уникальности, но и является хорошим барьером между противоречивым внешним миром и идеальной ЛУ. Если зрелая ЛУ и стремится к реализации во внешнем мире, то лишь потому, что надеется сделать его ЛУчше.
Иллюстрирующий пример. Клиентка В., 38 лет, замужем, музыкант по профессии. Обратилась за помощью после нескольких госпитализаций и лечения в связи с выявленным депрессивным расстройством. Клиентка была вынуждена оставить работу в связи с начинающимися болями в руках в ситуациях «социального давления» и стресса.
В рамках ЛУТ мы провели с В. десять еженедельных встреч. На первой она заполнила два опросника. Результат по Шкале депрессии Бека составил 16 баллов (умеренная депрессия), а по шкале Личностной Уникальности авторского опросника «ЭЛУ Плюс» – всего три балла из двадцати возможных, что является очень низким показателем.
Клиентка была заранее предупреждена о позитивном характере предстоящей психотерапии, фокусировка в которой будет проводиться на ее сильных сторонах в расчете на то, что подобный подход позволит ей справиться и с имеющимися симптомами. После получения согласия ей была прочитана десятиминутная лекция, касающаяся «истории вопроса»: о понятии «дэймон» в древнегреческой философии, о Самости как «внутреннем сокровище» в теории К. Юнга, о внутреннем потенциале, изучающемся гуманистической философией, так же как и об авторской концепции Личностной Уникальности.
В. смогла вспомнить две ситуации в своем прошлом, ассоциирующиеся с действием ЛУ. Первая из них касалась выбора будущего мужа, вторая была связана с посещением уроков танцев. Обе вначале сопровождались «чувством правоты». Как выразилась клиентка, она доверилась «первому» (собственному) внутреннему голосу и не стала слушать «второй», «социальный». Правильность ее выбора в том и другом случае впоследствии подтвердилась ощущениями «радости, свободы и раскованности» – как в танце, так и в личных отношениях.
Клиентке было предложено вызвать у себя данные состояния прямо во время сессии и указать место в своем теле, где они преимущественно лоцируются. В. назвала срединную часть грудной клетки и определила их (т.е. свою «ЛУ») как «приятную плотность». В течение следующих нескольких недель она училась распространять данное ощущение по всему телу, испытывая при этом чувства внутренней правоты, радости и освобождения. На данном этапе В. была также ознакомлена с принципом действия Прогрессивной мышечной релаксации (Э. Джекобсон), что в результате облегчило ее задачу.
Постепенно В. научилась поддерживать подобные ощущения в ситуациях, связанных с определенным социальным давлением, (что ранее вызывало у нее боль в руках). На данном этапе мы использовали различные ролевые игры, в том числе – в «полевых условиях». В результате клиентка смогла вернуться к занятиям музыкой и постепенно начала восстанавливать свои профессиональные навыки. Она отказалась от «неправильной», внушенной ей идеи, связанной с работой в Интернет-компании, и подыскала себе место в музыкальной школе. На одном из ее успешных музыкальных перформансов побывал автор. Клиентка также стала уделять время занятиям филологией, к которой всегда, по ее словам, испытывала склонность. С тех пор она практически не испытывала болей в руках, поскольку научилась поддержанию ощущений «правоты, радости и освобождения», ассоциирующихся с действием собственной Личностной Уникальности.
Спустя месяц после окончания сеансов В. снова заполнила обе анкеты. Результат по Шкале депрессии Бека составил всего 5 баллов (отсутствие депрессии), в то время как по шкале Личностной Уникальности было набрано 11 баллов из 20, что является хорошим показателем для здорового взрослого человека. На этом терапия была прекращена. Клиентка продолжала работать преподавателем в музыкальной школе, была в целом удовлетворена своей новой жизнью и не имела ранее наблюдавшихся симптомов.
Приведенный пример не только демонстрирует потенциал ЛУТ, но и показывает два ее важных достоинства. Во-первых, ЛУТ при ее правильном применении не способна навредить клиенту, а значит может применяться максимально широко. Во-вторых, она при необходимости легко комбинируется с другими, более традиционными приемами, принятыми в психотерапии. Названные обстоятельства позволяют и специалисту действовать более раскованно, проявлять в профессиональной деятельности собственную Личностную Уникальность, являясь, тем самым, некоторым образцом и для своего клиента.
Заключение. Большинство людей предпочитают, чтобы их вдохновлял кто-то другой. Мы же считаем, что индивид способен черпать вдохновение из своей внутренней идеальной части – Личностной Уникальности. Как писал в своей «Философии счастья» немецкий философ Л. Маркузе, «мое счастье – это мгновение глубочайшего согласия со своим «я» [8, с. 329]. В рамках ЛУТ индивид достигает внутренней гармонии, находясь в согласии с идеальной частью своего «я». Идея Личностной Уникальности, поставленная и используемая в правильном контексте, представляет, с нашей точки зрения, пример мощного позитивного влияния, которое способны оказать на психику человека некоторые ментальные конструкции.
Литература
1. Армстронг К. Биография бога. М.: Эксмо, 2012. – 432 с.
2. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: жизнь во имя себя. Минск: изд-во «А. Н. Вараксин», 2011. – 112 с.
3. Левит Л.З. Личностная Уникальность клиента как основа для терапии. // Психология и психотехника. 2013. №6. – С. 584-590.
4. Левит Л. З. Смысл и эгоизм: совместимы ли понятия? // Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 6 – 8 мая 2013 г.). Материалы сообщений. М.: Смысл, 2013. – С. 90-93.
5. Левит Л.З. Уникальный потенциал, самореализация, счастье. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2013. – 482 с.
6. Левит Л.З. Внутренний идеал как основа для психотерапии. // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2014. – С. 109-116.
7. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 2002. – 430 с.
8. Прехт Р.Д. Я – это я? И если да, то насколько? М.: АСТ, 2013. – 352 с.
9. Эпиктет. В чем наше благо? Афоризмы. Марк Аврелий. Наедине с собой. М.: АСТ, 2011. – 348 с.
10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: НФ «Класс», 1999. – 576 с.
11. Lazarus R. S. The Lazarus Manifesto for Positive Psychology and Psychology in General. // Psychological Inquiry. Vol. 14. № 2. – Pp. 173-189.
12. Levit L.Z. Meaning and Egoism: Are the Notions Compatible? // International Journal of Social Science Research. 2014. Vol. 2. № 1. – Pp. 102-112.
13. Levit L.Z. Personal Uniqueness Therapy: Living with an Inner Ideal. // American Journal of Applied Psychology. Vol. 3. № 1, January 2014. – Pp. 1-7.
14. Seligman M. E. P. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. New York: Vintage Books, 2006. – 318 p.