Левит Л.З. Приверженность хорошему и подверженность плохому: взаимодействие в контексте идеи самореализации. – Днiпро, 2019.

Л. З. Левит

leolev44@tut.by

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ХОРОШЕМУ И ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ПЛОХОМУ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Центр психологического здоровья и образования. Минск, Беларусь

 

         Введение. В наших последних публикациях [2 и др.] мы представили результаты исследования двух основных, и, как представляется на первый взгляд, едва ли совместимых между собой тенденций в человеческой психике. С одной стороны, речь идёт о бессознательной склонности индивида к формированию позитивных иллюзий [7 и др.] – главным образом, относительно собственной уникальности и успешной самореализации в будущем («приверженность хорошему»). С другой стороны, многими исследователями [6 и др.] отмечается более сильное влияние на человеческую психику негативных воздействий в сравнении с позитивными («подверженность плохому»). Так, А. Эллис, основатель рационально-эмоциональной терапии, называл склонность человека к преувеличению негатива «катастрофическим мышлением» [5].

         Насколько нам известно, авторы из обоих научных лагерей не вступали в открытые дискуссии с целью прояснения «удельного веса» каждой из тенденций, особенностей антагонизма между ними, а также возможности их взаимодействия. Так или иначе, трудно поверить, что нормальная человеческая психика обречена на «разрыв» между двумя могущественными силами.

Ранее мы показали, что «подверженность плохому» важнее в эволюционном аспекте (предупреждает об опасности и способствует выживанию), и потому её «корни» отнесены к первому (наиболее глубокому, «биологическому») уровню нашей двусистемной многоуровневой концепции [1 и др.] – в отличие от «приверженности хорошему», возникающей и (при определённых условиях) «расцветающей» на вышележащих уровнях.   

         Следует понимать, что эволюционная ценность «подверженности плохому» несколько снижается в условиях комфортной и сравнительно безопасной современной жизни. Однако данная тенденция, свойственная всему живому, не может ослабнуть «просто так». Теперь «подверженность плохому» нередко воплощается в невротических (главным образом, депрессивных и тревожных) расстройствах, когда место реальной (прямой и непосредственной, физической) угрозы занимает информация о ней (чаще – лишь о её маловероятной возможности).

         Постановка проблемы. Мы не можем считать естественным представление, согласно которому, важнейшим свойством психического является глубокое противоречие между двумя несовместимыми тенденциями – «позитивной» и «негативной». Однако поиск возможностей иного (синэргического) взаимодействия между ними совсем непрост и, помимо прочего, требует обращения к бессознательной сфере.

Тема индивидуальной самореализации является подходящей площадкой для исследовательской работы по двум главным причинам. Во-первых, идеи самореализации и достижения жизненного успеха исключительно популярны в рыночно ориентированном социуме. Многие позитивные иллюзии человека основаны как раз на представлении о собственной уникальности и возможности успешного воплощения своего «таланта» [3; 7]. С другой стороны, реальность неумолима: природа несправедлива в распределении своих даров. Врождённо талантливых индивидов абсолютное меньшинство, в то время как остальные появляются на свет «с пустыми руками». Лишь единицы (менее одного процента людей, согласно А. Маслоу), актуализируют свой гипотетический потенциал [4]. Таким образом, проблема самореализации предоставляет богатый материал для изучения обеих – «позитивной» и «негативной» – тенденций. Ведь обнаружение, развитие и воплощение своего «уникального таланта» сулят каждому, а достигают успеха считанные единицы.

Как, например, выходит из такого щекотливого положения «среднестатистический» индивид без угрожающего ему внутреннего конфликта или когнитивного диссонанса? Как ему удаётся найти непротиворечивый ответ на вопрос, «почему он такой неуспешный, если он такой уникальный», не растеряв свои позитивные иллюзии и, как следствие, не впав в депрессию?

Авторская гипотеза и её обоснование. Предлагаемое нами объяснение основывается на выявлении двух существенных характеристик позитивных иллюзий. Во-первых, они касаются (нередко скрытых) способностей самого индивида; во-вторых, изрядная их часть отнесена к «светлому будущему» [7 и др.]. Итак, тема «моего будущего успеха» может быть наполнена каким угодно позитивом, поскольку будущее не наступило, а, значит, не может быть рационально «опровергнуто». Примерно таким же (ещё более фантастическим) образом религия обещает человеку рай в загробной жизни.

Напомним усмехающемуся скептику, что позитивные иллюзии имеют не только вредные, но и полезные функции. Так, оптимизм и надежда на лучшее будущее действительно помогают пережить неприятности и стрессы в настоящем. Они поддерживают уровень самооценки, а также инициируют активные действия в ситуациях, когда достижение положительного результата не гарантировано [7 и др.]. Если с позитивными иллюзиями реализуют свой потенциал немногие (как правило, одарённые и трудолюбивые) индивиды, то при отсутствии иллюзий существенного успеха не добился бы вообще никто.

Итак, категории «я» и «будущее» в наибольшей степени окрашены «иллюзорным позитивом». Теперь исследователю легко сделать следующий шаг и обнаружить терминологические оппозиции, которые становятся удачными «резервуарами» для противоположных – негативных интерпретаций: «окружающий мир» и «настоящее». Далее естественно представить обе – позитивную и негативную – группы категорий в виде крайних точек широкого психологического континуума, дающего индивиду достаточно пространства для объяснения скромных результатов в настоящем, уменьшения когнитивного диссонанса при одновременном сохранении оптимизма, самооценки и надежды. В «развёрнутом» виде подобное «объяснение» могло бы звучать примерно следующим образом: «Я не достигаю успеха в настоящем из-за определённых внешних (таких и таких) помех. В будущем (когда окружающий мир изменится к лучшему, а я буду больше над собой работать) мои уникальные способности проявятся и будут успешно реализованы».

Наиболее известным подтверждением нашей гипотезы служит теория каузальной атрибуции [3 и др.]. Согласно ей, индивид склонен объяснять достигаемые успехи собственными личностными чертами, в то время как неудачи оказываются связаны с разного рода внешними помехами. Разумеется, и поговорка «надежда умирает последней» верна именно потому, что надежда связана с лучшим будущим, которое ещё не наступило.  

Выводы. Принятие предлагаемой гипотезы позволяет сделать вывод не только об «антагонизме» между «приверженностью хорошему» и «подверженностью плохому» в человеческой психике, но и о глубинном «сотрудничестве» между обеими, внешне противоположными тенденциями. Единый «континуум», на полюсах которого находятся каждая из сил, способствует эффективному «распределению» позитивных и негативных интерпретаций и переживаний индивида в процессе самореализации. В более широком (философском) аспекте можно утверждать, что глубинная связь «добра» и «зла» проявилась в очередной раз.    

Литература

1.     Левит Л.З. Универсальный эгоизм. – Минск: Змицер Колас, 2017. – 88 с.

2.     Левит Л.З. Плоха ли человеческая жизнь: дискуссия с Дэвидом Бенатаром // Journal of Psychology Research. – Vol. 25 (8). – Днiпро, 2019. – С. 48-58.     

3.     Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 798 с.

4.     Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

5.     Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.

6.     Baumeister R. F., Bratslavsky E., Finkenauer C. & Vohs K. D. Bad is stronger than good // Review of General Psychology. – 2001. – Vol. 5. № 4. – Р. 323-370.

7.      Lane T.J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. – Springer Publishers, 2013. – P. 1-28.

 

вверх