Левит Л.З. «Альпинист» и «модель»: о профессиональной самореализации древних героев // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. С. 147-152
АЛЬПИНИСТ» И «МОДЕЛЬ»: О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДРЕВНИХ ГЕРОЕВ
Л.З. Левит
В настоящей статье мы хотели бы рассмотреть два известных мифа – о Сизифе и Нарциссе с позиций разработанной нами Личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС), описывающей достижение человеком полноценной («эвдемонической») жизни с помощью взаимодействия двух многоуровневых систем – «Эгоизма» (ЭГ) и «Личностной Уникальности» (ЛУ) [2].
Как известно, боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. Считалось, что нет кары более ужасной, чем бесполезный и безнадежный труд. Как пишет Камю, теперь Сизиф вынужден бесцельно напрягать свои силы [1, с.90]. Однако, по мнению автора, дело Сизифа вовсе не безнадежно: у него есть мгновения отдыха (во время спуска с горы), а также «борьба за вершину», которая способна заполнить сердце человека. В этом смысле «Сизифа следует представлять себе счастливым» [1, с. 92].
Какие же компоненты самореализации и счастливой жизни можно отыскать в сизифовом труде? В первую очередь, наш герой при каждом подъеме все-таки достигает позитивного результата: камень вкатывается на вершину и несколько мгновений находится на ней [1, с. 91]. Как известно современным позитивным психологам, исследующим эвдемонию (реализацию человеком своего внутреннего потенциала), в подобных случаях индивид испытывает удовольствие [4]. Любой современный альпинист на месте Сизифа чувствовал бы огромную радость и не упустил бы случая сфотографироваться на вершине горы рядом со своим камнем. Ведь, по сути, достигнут двойной успех: гора не просто покорена, но восхождение было совершено в затрудненных условиях – с тяжелой глыбой. Сизиф мог бы подрабатывать горным гидом, а большое количество современных альпинистов сочли бы за честь помочь ему катить камень (вспомним Тома Сойера, красившего забор таким образом, что все хотели выполнить эту работу вместо него). Как известно, большинство современных альпинистов «добровольно» тратят немалые усилия и средства ради успешного восхождения на гору, а их ежедневные тренировки вполне можно сравнить с сизифовым трудом.
Поэтому «современному Сизифу» совсем несложно обрести смысл в своем занятии. Ведь осмысленное существование является одной из основополагающих категорий в эвдемонической жизни. Тем более, что налицо и другой важный признак: полное функционирование субъекта [5]. Как известно, состояние потока, разработанное М. Чиксентмихайи, предполагает баланс «вызовов» ситуации и уровня умений индивида [3]. Это означает, что человек должен напрячь (почти) все свои силы, чтобы достичь успеха. В случае Сизифа мы имеем как раз такую ситуацию – раз за разом камень с трудом, но вкатывается на вершину горы.
Поскольку масса глыбы остается неизменной, а уровень навыков Сизифа растет по мере тренировки, с течением времени вкатывание камня должно превратиться для него в необременительную рутину. Для того, чтобы продолжать получать удовольствие и от процесса деятельности (что также является важным условием эвдемонической активности), Сизиф мог бы поучиться вкатывать камень одной рукой, повернувшись к глыбе спиной или как-то иначе. Одним словом, стремиться к техническому совершенству в своей «профессиональной» активности.
Наконец, важнейшим смыслообразующим моментом явилось бы желание Сизифа представить данный труд как выбранный по собственному и свободному желанию, что автоматически превращает навязанную «работу» в индивидуальное «развлечение». Например, Сизиф мог бы радоваться высокой результативности своей деятельности – ведь ни один альпинист или скалолаз не может похвастаться стопроцентным успехом своих восхождений. Он мог бы закатывать камень на гору все более сложными маршрутами, превращая, таким образом, изначально нудную работу в источник интенсивного саморазвития. Он мог бы сам сбрасывать глыбу вниз с вершины, не дожидаясь, когда это сделают боги. Наш герой мог бы отказываться от отдыха в промежутки, предоставленные богами. Одним словом, он мог бы превращать «лимон в лимонад». Со временем у подножия горы образовалась бы мощная «группа поддержки» Сизифа, а популярность богов начала бы катастрофически падать. Человек, который столь постоянен в исполнении своего нелегкого долга, прекрасно подходит на роль духовного лидера.
То, что задумывалось как наказание Сизифа, могло бы обернуться для него важнейшим источником физического и духовного совершенствования. В его деятельности изначально присутствуют усилие и полное функционирование – важные компоненты эвдемонии. В то время как недостающие пока смысл и удовольствие от собственной активности могли быть созданы с помощью описанных выше приемов (техники когнитивного переструктурирования ситуации, ее рефрейминга и т. д.). При таких условиях Сизиф мог бы считать себя счастливым, реализующим себя человеком – в «эвдемоническом» смысле данного слова.
Теперь обратимся к другому важному мифу – о Нарциссе. Как известно, Нарцисс обладал очень красивой внешностью, вследствие чего в него были влюблены многие женщины, мужчины и даже нимфы. Тем не менее, ни на одну из влюбленностей Нарцисс не ответил взаимностью. За это одна из богинь и наказала его: увидев однажды в воде свое прекрасное лицо, Нарцисс не смог отвести от него взгляд и в результате умер от истощения.
В современных руководствах по психотерапии поведение Нарцисса до момента наказания трактуется как исключительно самовлюбленное («нарциссическое расстройство личности»). Тем не менее, его можно оценить совсем по-другому – особенно, если учесть давление, которое на него оказывалось. То, что Нарцисс не ответил ни на чью любовь, имеет иное разумное объяснение вместо «патологического» – он, вероятно, просто ни в кого не был на тот момент влюблен. Называть подобное состояние «личностным расстройством» абсурдно. Уж скорее Нарцисс вел себя нравственно, сверяясь со своими чувствами, поскольку со своей привлекательной внешностью имел все возможности вести иную – распущенную и аморальную жизнь (за которую боги его бы не наказали). Если бы он все-таки ответил на чью-то любовь, то его избранник или избранница могли бы стать объектом зависти и враждебных действий со стороны остальных людей и нимф, оставшихся ни с чем. Вынужденно ответив на чью-нибудь любовь (заведя семью, детей и так далее), Нарцисс, очевидно, утратил бы свою уникальность, стал «как все».
Поэтому не исключено, что выдающиеся внешние данные Нарцисса диктовали ему единственно правильное защитное поведение, связанное с поддержанием хрупкого равновесия, хотя вряд ли подобное могло устроить падких до чувственных наслаждений окружавших его людей и других существ. Нарцисс не вел себя провокационно либо агрессивно и не пытался добиться для себя незаслуженных преимуществ – а потому не заслужил и кары. Нарцисс ни разу не паразитировал на возможностях социума, хотя легко мог это сделать благодаря своей внешности. Вполне возможно, юноша испытал бы любовь, если бы встретил такую же прекрасную девушку, как и он сам. Последующее самовлюбленное разглядывание Нарциссом своего отражения в воде связано не с его врожденным «нарциссизмом», а с наказанием, которое незаслуженно наложили на него боги, не добившиеся от юноши «стандартного» поведения. Так что наш герой определенно не страдал нарциссическим расстройством личности. Нарцисс, предполагая потенциальную опасность поджидавших его чувственных соблазнов, предпочел сдержанное поведение, что скорее служит признаком душевного здоровья и самообладания. Он был горд тем, что реально имел (прекрасную внешность). Современные же «нарциссы» с их фантазиями грандиозности гордятся тем, чего у них нет, не было и никогда не будет.
В современной ситуации наш герой, обладая столь уникальным врожденным «даром» и необходимой дисциплиной, мог бы успешно реализовывать себя в элитном модельном агентстве. Вполне возможно, что для защиты от «внешних посягательств» ему потребовался бы телохранитель. Его самодостаточность, разборчивость в личных связях и нежелание «торговать собой» ради карьерного продвижения были бы по-настоящему моральными – хотя и абсурдными с точки зрения современного обывателя, зачастую жаждущего быстрого успеха любой ценой и проецирующего подобное желание на окружающих.
Право или даже святая обязанность богато одаренного человека – всемерно развивать свой талант, а не смешиваться с толпой в поисках «массовых» удовольствий. Длительное и упорное индивидуальное самосовершенствование предполагает определенную отстраненность от социума (прекрасный пример – подготовка спортсменов высокого уровня). В последнем случае, поведение, которое окружающим видится нарциссическим, представляет собой нормальную защитную реакцию талантливого индивида, а потому не имеет к истинному нарциссизму (внутренней пустоте и упоению собой) никакого отношения. Представим, что Нарцисс имел способности к музыке и, держась несколько отстраненно, посвящал ей много часов ежедневно. Разве стали бы мы в этом случае считать его поведение «нарциссическим»? Разумеется, нет. Или мы наоборот думаем, что очаровательная девушка для победы в конкурсе красоты должна вначале заставить «полюбить» себя членов жюри и собравшихся зрителей?.. Интересно, каким образом?
Отметим, что мифологический Нарцисс имел реальные (хотя и унаследованные) экстраординарные достоинства, которыми гордился – в отличие от современных «нарциссов», компенсирующих внутреннюю пустоту и никчемность с помощью зависти, фантазий всемогущества и раздувания своего Эго. Дар, которым обладает талантливый человек (особенно если этим даром хотят воспользоваться все – и побыстрее), диктует своему носителю определенный «кодекс» поведения – ради успешной реализации в будущем. Так что мифологическому Нарциссу, для того чтобы окончательно уйти от обвинений в нарциссизме, следовало сделать последний важный шаг – начать серьезную профессиональную работу, прикладывать систематические усилия по совершенствованию своего таланта – одним словом, осуществлять самореализацию.
Как видим, и боги и люди постоянно ошибаются. Боги – с наказаниями, а люди (в том числе, современные психотерапевты) – с «патологическими» интерпретациями поведения мифологических героев.
Литература
1. Камю А. Миф о Сизифе // Бунтующий человек. М.: Издательство Политической Литературы, 1990. С. 90-92.
2. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: жизнь во имя себя. Минск: изд-во «А. Н. Вараксин», 2011. - 112 с.
3. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. - 464 с.
4. Sheldon K. M., Elliot A. J. «Goal striving, need satisfaction, and longitudinal well-being: The self-concordance model»// Journal of Personality and Social Psychology, 1999. Vol. 76. № 3. Pp. 482-497.
5. Waterman A. S., Schwartz S. J., Conti R. «The implications of two conceptions of happiness (hedonic enjoyment and eudaimonia) for the understanding of intrinsic motivation» // Journal of Happiness Studies, 2008. №.9. Pp. 41-79.