Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: вершина развития индивида // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVIII симпозиума. – М.: ФГНУ «Психологический институт РАО», 2013. С. 55 – 57
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЧАСТЬЯ: ВЕРШИНА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА
Л. З. ЛЕВИТ
В 2006-2012 гг. мы разработали «Личностно-ориентированную концепцию счастья» (ЛОКС), в которой самореализация индивида описывается через взаимодействие двух систем – «Личностной Уникальности» (ЛУ) и «Эгоизма» (ЭГ). Каждая система, в свою очередь, состоит из 4-х уровней, представляющих собой жизненные этапы субъекта [3]; [8]; [13] и др. Как постепенно выяснилось, наша концепция оказалась способна интегрировать ряд известных теорий личности XX века: З. Фрейда, К. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Роджерса и других [3]; [7]; [12]. При этом ЛОКС никак не может считаться эклектической концепцией, поскольку имеет уровневое строение и собственную внутреннюю организацию. Связка «ЛУ-ЭГ» легко инкорпорирует компоненты современных теорий в исследованиях эвдемонии: концепции Р. Райяна и Э. Деси; К. Рифф и Б. Сингера; К. Шелдона и Э. Эллиота, М. Чиксентмихайи и др. [6]; [13].
Вершина развития (акме) индивида описывается высшим – четвертым уровнем взаимодействия обеих систем. Четвертый уровень системы «ЭГ» связан с высшими формами эгоизма (зрелого индивидуализма), когда субъект, пройдя три предыдущих этапа, принимает осознанное решение посвятить свою жизнь уникальной самореализации. Имеет место преодоление «низшего», «Базового Эгоизма» с его «принципом удовольствия», а также существенная переориентация «Разумного Эгоизма» на третьем, «социальном» уровне.
Если на четвертом уровне другой оси к этому времени сформировалась зрелая Личностная Уникальность, происходит контакт обеих систем, в результате которого возникает качественно иная, по-настоящему духовная субстанция, которую мы в рабочем порядке называем «Сверхреализацией». В ней «умещаются» пиковые переживания и «плато-переживания» А. Маслоу, потоковые состояния М. Чиксентмихайи, индивидуация К. Юнга, древние и современные концепции эвдемонии, и, вероятно, различные формы необычного опыта, связанные с духовной практикой субъекта. Функция «Высшего Эгоизма» по-прежнему заключается в его защитных и мотивирующих свойствах, позволяющих индивиду стремиться к максимуму, выходя за собственные пределы.
Именно эгоизм высшего, четвертого уровня должен «защищать» Личностную Уникальность и помогать ей реализовываться, поскольку:
1).Личностная Уникальность имеется у человека в единственном числе. Она не похожа на ЛУ других людей, и требует «бережного» к себе отношения. Поэтому в отношении реализации собственной ЛУ бессмысленно задавать себе пресловутый вопрос «Кто, если не я?», поскольку ответ очевиден: «НИКТО, если не я».
2). Личностная Уникальность в качестве аналога древнегреческого «дэймона» и юнговской «самости» представляет собой лучшую, идеальную часть индивида. Это означает, что она «достойна» и самого лучшего помощника, которым является ЭГ-4.
Использование компонентов нашей модели может оказаться чрезвычайно продуктивным в образовательной работе с одарёнными детьми. Их Личностной Уникальности мы помогаем раскрываться, в то время как их «Разумный» и «Высший» Эгоизм мы можем формировать. Тем самым снимается противоречие между «безусловно-положительным» и «условно-положительным» подходами к воспитанию, отмеченное в работе С. Л. Братченко и М. Р. Мироновой [1]. Как утверждает Д. Нортон, признание уникального потенциала у каждого учащегося (и человека), могло бы драматическим образом изменить развитие цивилизации [14].
ЛОКС в качестве новой системной парадигмы в современной позитивной психологии позволила разработать ряд методик, изучающих выраженность уникального потенциала личности (опросники «ЗУЛУРЭГ» и «ЭЛУ»); почасовую процессуальную развертку процессов самореализации индивида в соответствующей активности, в том числе, образовательной (анкеты ESM-1, 2, 3); тренинговую методику, позволяющую в сравнительно короткий срок обучения (5 недель) существенно усиливать направленность взрослого индивида на реализацию своего уникального потенциала («Эвдемонический Тренинг» – ЭТ); а также систему психотерапии и самотерапии, основанную на «защитном» осознании субъектом собственной Личностной Уникальности в периоды «внешних» кризисов и потрясений («Терапия Личностной Уникальностью» – ЛУТ) [4]; [5]; [9]; [10]; [11]; [12]. Использование системных понятий «Личностная Уникальность», «Эгоизм», а также связей между ними позволяет найти решение «дилеммы эгоиста» [8], существенно продвинуться в разработке конструкта «индивидуальность» [2] и других направлениях психологии, связанных с уникальным самоосуществлением индивида..
Литература.
1. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / под. ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб. Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 38-46.
2. Левит Л.З. Индивидуальность и счастье: в поисках общих категорий // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня / под. ред. М.М. Кабардова. М.: Смысл, 2011. С. 204-206.
3. Левит Л.З. Психология счастья: личностно-ориентированная концепция.// Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика». 2012. №2. С. 37 – 41.
4. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья и «опросник ЗУЛУРЭГ» // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. Выпуск 2 (4). С. 38 – 48.
5. Левит Л.З. Терапия Личностной Уникальностью: теоретическое обоснование проекта // Тенденции и инновации современной науки. Материалы Международной научно-практической конференции (тезисы докладов). Краснодар, 2012. С. 47.
6. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: краткая история. // «Психология и психотехника». 2012. №8. С. 78 – 86.
7. Левит Л. З., Радчикова Н. П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный Психологический Журнал. 2012. №2 (8). С. 81 – 90.
8. Левит Л. З. Счастье, эгоизм, альтруизм: парадоксы взаимодействия // Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика». 2012. №7. С. 10 – 19.
9. Левит Л. З., Радчикова Н. П. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследовании эвдемонических и гедонистических компонентов субъективного благополучия // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / отв. ред. В. А. Барабанщиков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 368 – 373.
10. Левит Л. З. Исследование компонентов «эвдемонии», «потока», «счастья» и «не-счастья» методом выборки переживаний (ESM) // // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. Выпуск 4 (6). С. 22 – 50.
11. Левит Л.З. Тренинг и диагностика компонентов эвдемонической активности индивида // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов Седьмой международной научно-практической конференции. Часть 2. – Саратов-Вольск: «Изд-во Наука», 2013. С. 72-79.
12. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 102 – 111.
13. Levit L. Z. Happiness: Person-Oriented Conception // International Journal of Advances in Psychology. Vol. 1. Iss. 3. November, 2012. Pp. 46 – 57.
14. Norton D. L. Personal Destinies. Princeton: Princeton University Press, 1976.