В очереди за благоденствием

В очереди за благоденствием

 

Высокооплачиваемые специалисты — отнюдь не самые счастливые и довольные жизнью люди. Такой вывод в своем недавнем исследовании сделал британский экономист профессор Пол Долан. Стоит учесть это обстоятельство, стоя перед выбором будущей профессии и взвешивая свои способности, желания и амбиции. Ведь все наслышаны: счастье — это когда утром хочется на работу, а вечером — домой. Ученый также настаивает: некоторые профессии напрямую связаны с высоким уровнем ощущения личного счастья. Какие? Сразу и не догадаетесь. 

 

Рисунок Олега Карповича 

 

Согласно данным исследования Долана, самые счастливые — садовники и флористы. Они вдвое сильнее довольны жизнью, чем представители многих престижных и хорошо оплачиваемых профессий (87% признали, что, да, счастливы). Далее идут косметологи и парикмахеры (79%). Для сравнения: среди банкиров счастье испытывает даже не каждый второй. Еще один интересный вывод профессора: рискованно прожигать дни, месяцы и уж тем более годы в условиях дискомфорта и неудовлетворения ради перспективы некоего будущего успеха. Проще говоря, если не нравится быть солдатом, то лучше и не метить в генералы — если человек несчастлив сейчас, то грядущими успехами это не компенсирует.

 

Что же объединяет счастливчиков на работе? По версии Долана, возможность наблюдать результаты своих трудов. Например, флористы постоянно видят плоды своих усилий, и эти плоды прекрасны. Юристам же, напротив, совершенно не ясно, когда будет получена позитивная ответная реакция. Ученый отмечает, что только 48% работников сферы IT и связи счастливы, среди HR–специалистов эта цифра несколько выше — 54%. Удивительно, но среди сантехников 76% довольны жизнью. Среди маркетологов и PR–специалистов таковых 75%, ученых — 69%, работников сферы развлечений и туризма — 67%, строителей — 66%, врачей и дантистов — 65%, адвокатов — 64%, медсестер — 62%, архитекторов — 62%, людей, работающих с детьми и молодежью, — 60%, учителей — 59%, бухгалтеров — 58%, автослесарей — 57%, электриков — 55%.

 

Любопытно, что аналогичное исследование в прошлом году провела группа британских и американских социологов и сделала во многом схожие выводы. Их топ–10 профессий, приносящих наибольшее удовлетворение, возглавляет администратор баз данных. Почему? Оказывается, уровень профессионализма только одного такого специалиста может сегодня стать основой успеха целого предприятия. А это еще как ласкает самолюбие! Плюс весьма неплохой заработок. Список же самых несчастливых возглавляют охранники: эта работа может быть скучной, практически не предполагает продвижения и обещает скромный ежегодный доход. Бедолагами — внимание! — чувствуют себя и держатели пабов, а также те, кто работает в местах продажи алкоголя.

 

Маргарита ВАНЮШИНА.

 

А что у нас?

 

«СБ» провела собственное небольшое исследование и выяснила, что у нас в основе профессиональной радости часто лежит слово «дарить». Счастье, красоту, радость, хорошие эмоции, надежду, уверенность, знания... Эту формулу озвучил еще Андрей Вознесенский: «Чем больше другим отдаешь — тем больше тебе остается...»

 

Оксана Малышева, парикмахер 5–го разряда салона «Рогнеда» (Минск):

 

— Уже 5 лет работаю парикмахером и ни дня не пожалела о своем выборе. На работу просто бегом! Пошла по следам мамы. Правда, она меня старательно отговаривала: дескать, очень тяжело... Не спорю, в этой профессии есть нюансы. Например, непросто проводить практически целый день на ногах. И клиенты, как вы понимаете, разные. Самые придирчивые и капризные — не поверите — это мужчины. И если ты полтора–два часа рядом с человеком–вампиром, который просто излучает негативную энергию, то для общения со следующим посетителем приходится буквально собирать себя по кусочкам! А как иначе? Ведь суть моей работы — дарить людям счастье, делая их красивыми. Самое большое удовлетворение — когда я вижу, как с последними штрихами у клиента, смотрящего на себя в зеркало, от радости загораются глаза, распрямляются плечи... А лучшее вознаграждение за работу — когда клиент возвращается.

 

Валентина Барбук, учитель химии СШ № 3  Минска:

 

— Несмотря на то, что бывают периоды, когда хочется стонать и жаловаться на учительскую судьбу, все равно: если бы сегодня мне вдруг представилась возможность сделать свой выбор заново, я снова отправилась бы в школу. Обычную среднюю. С простыми и шумными ребятами, очень разными, но всегда искренними. Ведь профессии учителя можно позавидовать хотя бы в том, что, работая с детьми, просто невозможно состариться! Их глаза... Ведь они словно через рентген тебя пропускают: попробуй хоть чуточку сфальшивь — и все, ты мгновенно потеряла их доверие. Поэтому все время надо быть в тонусе и только в хорошей форме. А еще ученики очень отзывчивы. И если знания, которыми обладаешь, дарить им с душой и любовью (только именно дарить, преподнося как величайшую жизненную ценность и билет в будущее), они всегда наградят педагога хорошим результатом. Сейчас, когда прозвенел последний звонок, я традиционно чувствую себя совершенно истощенной. Но просто невероятно счастливой от того, что в очередной раз у нас все получилось!

 

Ирина Кузьмина, медик:

 

— Я работала во многих медучреждениях, но, даже будучи на пенсии, не смогла заняться чем–то другим. Человек в белом халате уже счастлив, когда видит, что у него есть основания подарить человеку или его близким хотя бы надежду на выздоровление. Потом важно не ошибиться и оправдать ожидания. Впервые осознала, что никогда ни на что не променяю свою работу, когда мне было лет 26. Я тогда летом работала медсестрой в пионерском лагере. Не забуду, как стайка ребят, задыхавшихся от волнения и ужаса, буквально влетела в мой кабинет, неся 10–летнюю девочку без сознания. У нее случился анафилактический шок от укуса осы. Она могла умереть... И это был первый серьезный экзамен на прочность. Потом я узнала, что спасла единственного ребенка у матери. Сама плакала от счастья...

 

Андрей Перепечко, актер:

 

— Я в своей профессии счастлив на 97%. Остальные 3% — это просто роли, которые еще не сыграл и которые, возможно, никогда не сыграю. Я всегда мечтал об этой профессии. Выкладываясь абсолютно в каждой картине, даже если приходится играть в эпизодах, всякий раз чувствуешь себя частичкой некоей вселенской гармонии... Ведь когда люди сопереживают тем или иным героям, когда их переполняют эмоции, невольно становятся лучше. А значит, лучше становится и весь мир. Мне нравится дарить радость, и мне не важно, как я сам при этом выгляжу. На премьере фильма «Охота за пираньей» я видел, как смеялись зрители, когда мой герой–толстяк, прячась от погони, начал нашлепывать себе на голову куски тины для маскировки. Этого не было в сценарии, я сам по ходу съемки придумал. Вроде мелочь, верно? А сколько людей улыбнулось...

 

Компетентно

 

Леонид ЛЕВИТ, кандидат психологических наук, доцент:

 

— Никакой внешний фактор сам по себе, в том числе профессия, не может сделать человека по–настоящему счастливым или несчастным. Важно, насколько деятельность человека соответствует его внутреннему потенциалу, если таковой имеется и развивается целенаправленным трудом. Если человек успешно реализует в профессии свои способности, талант — он, безусловно, счастлив. Сейчас я как раз работаю над диссертационным исследованием, в котором доказываю: данный вид счастья является «первосортным» в сравнении с другими его известными разновидностями, так как испытываемые от него радость и удовлетворение являются не кратковременными, а длящимися. С другой стороны, очевидно, что далеко не все люди одарены от природы... Можно ли говорить о профессиональном счастье применительно, например, к работникам морга, службы ритуальных услуг, онкологических центров, хосписов и так далее? Почему бы и нет. Если человек делает выбор профессии осознанно. Вообще, единого рецепта счастья не существует. И хочу заметить, что научно обоснованные трактовки темы счастья очень сильно отличаются от популярных.

 

Советская Белоруссия № 104 (24734). Четверг, 4 июня 2015

Дата публикации: 22:19:21 03.06.2015

 

вверх