Детектор лжи: за и против

Поговорим о некоторых практических достижениях психологии и физиологии. Начнем с приборов, помогающих определять истинность ответов подозреваемого, — так называемых детекторов лжи или полиграфов.

ИСТОРИЯ попыток выявлять обман уходит далеко в прошлое. Одна из сказок повествует о князе, который использовал для раскрытия всех преступлений в стране следующий метод. Всех подозреваемых забирали под стражу и препровождали во дворец. Им говорили, что в соседней комнате находится священный осел, который заревет, когда его потянет за хвост виновный. Каждый из них по одному заходил в затемненную комнату с ослом, а затем снова представал перед князем. Когда процедура заканчивалась, а осел все молчал, князь приказывал всем показать ему руки. Хвост осла перед этим посыпали черным порошком. Предполагалось, что только у виновного руки останутся чистыми, ибо только он будет бояться потянуть осла за хвост. Некоторые эксперты видят в этом аналогию с современными методами детекции лжи: в обоих случаях для успеха нужно, чтобы подозреваемый верил в эффективность процедуры.

Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо в конце XIX века начал измерять у подозреваемых давление крови в то время, как их допрашивала полиция и утверждал, что он может определить, когда они лгут. Были также высказаны мысли, что ценную информацию о попытках обмана может дать также характер дыхания: после каждого вопроса, вызвавшего состояние напряженности, следует короткий "вздох облегчения".

Однако на сегодняшний день картина такова, что ни одну реакцию организма нельзя достаточно уверенно связать с сознательной ложью. Оператор детектора лжи с помощью своего прибора просто ищет признаки активации различных систем организма — такие, как неритмичное дыхание, учащение пульса, подъем давления крови и, возможно, электрическое сопротивление кожи. Таким образом, окончательное решение "полиграфера" основывается в немалой степени на интуиции, а не на четко определенных критериях. А раз так, то это скорее искусство, чем наука. Отметим однако, что профессионал в своей оценке базируется не на изменениях одной реакции, а на особенностях общей картины ответов организма.

На вопрос "Вы убили свою мать?" каждый человек будет реагировать эмоционально. Поэтому задача полиграфера — найти другие вопросы, которые вызывали бы заметные реакции у виновных, но на которые не реагировали бы невиновные. В США большинство людей, работающих в области детекции лжи, пришли ту- да из близких областей и имеют уже значительный опыт ведения допросов. Однако им известно, что прибор сделает свое дело только в том случае, если подозреваемый будет верить в его "могущество".

Обычно допрос проводят в спокойном, просто обставленном помещении. Полиграфер сообщает своей "жертве", что детектор лжи—это научный прибор, предназначенный для записи реакций организма. Он подчеркивает, что бесполезно пытаться обмануть машину и советует подозреваемому доказать свою невиновность, рассказав все ему известное.

Вместе с подозреваемым оператор детектора лжи формирует около десятка вопросов для проведения самого теста. Некоторые из них лишены эмоциональной окраски (например, "Вас зовут так-то?"), другие эмоциональны, но не имеют отношения к данному преступлению (например, у человека, подозреваемого в убийстве, можно спросить, употреблял ли он когда-нибудь наркотики), а третьи вопросы непосредственно связаны с преступлением, о котором идет речь. Предполагается, что невиновный будет реагировать одинаково на все вопросы, обвиняющие его в чем-либо незаконном, виновный же будет реагировать сильнее на вопросы, касающиеся его преступления. Полиграфер обращает особое внимание на возможно более точную формулировку вопросов для теста. Например, вместо того, чтобы спросить: "Воровали ли вы когда-нибудь?", он спросит: "Был ли случаи, когда вы украли в центральном супермаркете на сумму больше 100 долларов?"

Эта предварительная беседа длится иногда около часа. В это время полиграф еще не подключается. Многие люди начинают так сильно нервничать из-за угрозы его включения, что признаются в преступлении именно в этот период.

Если в течение предварительного допроса подозреваемый так и не признался, включается аппарат и проводится, небольшая демонстрация, показывающая тщетность любой, попытки обмануть машину. Человек должен взять одну карту из колоды и попытаться скрыть от оператора, какая это карта. Полиграфер узнает это с помощью детектора лжи, что заставляет испытуемого еще больше волноваться. Затем начинается собственно проверка с помощью детектора лжи.

Если есть хоть какие-то сведения, которые известны полиции, но не освещались в газетах и не были сообщены подозреваемому, можно провести тест с "пиком напряженности". Например, если была украдена определенная сумма денег, то можно спросить: "Это было 15 долларов... 43 доллара... 89... 127... 206?". Если верная цифра, допустим, 127 долларов, то лента полиграфера обнаружит у виновного нарастание признаков тревоги по мере приближения к этой цифре, а затем расслабление по мере удаления от нее. Или можно спросить: "Этого человека убили из ружья?.. ножом?.. куском веревки?" Если о том, что оружием убийства (удушения) являлась веревка, знают только преступник и полиция, то у невиновного реакция на это слово не будет отличаться от реакции на упоминание других орудий.

Большинство профессионалов, ведущих допрос, предпочитают высказывать глобальное суждение, основанное на всех доступных данных (включая поведение подозреваемого на беседе), а не только на оценке физиологических реакций. Так что детектор лжи — не панацея, а лишь один из вспомогательных методов получения показаний.

Беседы перед наймом на работу проводятся сходным образом. В этом случае цель состоит в том, чтобы выяснить, нет ли у кандидата чего-то сомнительного в прошлом, в связи с чем ему предлагают вопросы более общего характера. Окончательное суждение здесь тоже основывается не только на физиологических данных. Одним словом, эта методика ничем не лучше, чем процесс установления диагноза врачом.

Как количественно можно определить успех работы детектора лжи? Операторы данных приборов, будучи бизнесменами, сами заинтересованы в распространении слухов о 90-100-процентной точности получаемых ответов, хотя это далеко не всегда так.

В попытках обмануть детектор лжи и полиграфера существуют две главные стратегии. Первая — это подавление всех реакций, чтобы ни при каких условиях ни один сигнал не вызвал реакции. Основной принцип состоит в том, что человек старается отвечать на все вопросы автоматически, не обращая на них серьезного внимания. Он должен сосредоточить внимание на рисунке стены, которая находится перед ним, или на каком-нибудь другом нейтральном предмете. Однако подобное поведение может насторожить допрашивающего, а это приводит к нежелательному результату. Известно, что с той же целью некоторые преступники опрыскивают ладони средствами от пота. Это действительно подавляет кожные реакции, но не влияет на другие физиологические показатели.

Значительно эффективнее оказываются притворные эмоциональные реакции на незначащие, "побочные" раздражители. Умелый специалист может разгадать и эту стратегию, но, если использовать ее в подходящие моменты, это может привести к ошибочным выводам.

Для создания фальшивых реакций есть много разных способов. Труднее всего разоблачить внутренние, мысленные приемы. Если вы хотите вызвать физиологическую реакцию, попытайтесь просто помножить в уме два многозначных числа или подумать о чем-нибудь, что вызывает ярость или сексуальную эмоцию. Другой способ—это незаметное для экспериментатора напряжение каких-нибудь мышечных групп. Обычно люди прижимают пальцы ног к полу, сводят глаза к носу или прижимают язык к твердому нёбу. Все дело в том, чтобы скрыть это движение от допрашивающего.

Таким образом, как показали исследования зарубежных ученых, при достаточной опытности оператора полиграфер может с успехом применяться, чтобы отличить лжеца от говорящего правду. В руках же неопытного специалиста детектор лжи может оказаться угрозой для свободы личности.

Леонид ЛЕВИТ, кандидат психологических наук, доцент.

вверх