Формула счастья


Как некогда алхимик и мистик граф Калиостро искал универсальную формулу любви, так наш современник психолог Леонид Левит более пяти лет колдует над формулой счастья. В поисках этого сокровища он не ходил за тридевять земель, но погружался в такие глубины... Позади изучение сотен научных исследований, статей и монографий, анализ собственных наблюдений, написание книг. Кстати, можете сказать: сколько вам надо для полного счастья? Затрудняетесь? А Леонид уверенно выводит на доске своего тренинг–класса: здоровье + реализация личностной уникальности + круг значимых близких людей = счастье.


А как же остров мечты Баунти, красный «Феррари» и прочие атрибуты радости бытия? Психолог убежден: все эти блага украшают жизнь, но к счастью не имеют никакого отношения. Не торопитесь возражать. Против ваших эмоций есть научные факты.


Птичка с норовом


Известная всем метафора счастья — прекрасная синяя птица–недотрога. Пробраться к ней можно либо с большой хитростью, либо с нахрапистой наглостью (она, как помним, второе счастье). Да, птичка с норовом и выкрутасами: как только к ней на шаг ближе, она скорее на взлетную полосу. В общем, чем активнее человек гонится за счастьем, тем скорее оно ускользает. Такой вот парадокс. Что же такое счастье? Определение Леонида Левита: «По сути, это синоним радости, ощущение довольства и благополучия с длительным преобладанием положительных эмоций. Известно, что разница в продолжительности жизни счастливых и очень несчастливых людей — девять лет. Очевидно, в чью пользу».


Зависит ли счастье от внешних обстоятельств? Еще как! Ощущение, что вы здоровы и полны сил — одна из составляющих. Вера в Бога, глубокая религиозность (но не сектантство!) имеет ряд утешительных моментов, которые помогают легче пережить не только временные трудности, но и тяжелые испытания. Доказано, что приверженцы традиционных религий в целом более счастливы, чем люди атеистических мировоззрений. Наконец, возраст. Говорят ведь: старость — не радость, дескать, старики несчастны, потому что нездоровы, малообеспеченны, ко многому скептичны и пр. И здесь психологи могут поспорить. На самом деле пожилые люди вовсе не несчастны. Если в их жизни нет глубоких потрясений, они не страдают заболеваниями, которые ежедневно причиняют боль и дискомфорт, то они имеют бесценное ощущение удовлетворенности и покоя. И дорожат ими больше, чем «крутыми виражами» молодости. Так что старики счастливы по–своему.


Молодежь, в свою очередь, живет эмоциями и страстями. Влюбляется, удивляется, разочаровывается... И насколько ярко переживает положительные эмоции, настолько же болезненно — отрицательные. Посему в каждом возрасте свое ощущение радости жизни.


Кошельки и сундуки


Очевидно: для многих благополучие ассоциируется с уровнем достатка. В связи с этим интересные исследования проводились во многих странах. Итог их, по сути, один, причем довольно любопытный: ощущение счастья растет в том случае, если ранее человек сильно нуждался или попросту жил в нищете и вдруг начинает зарабатывать. С повышением доходов крепнет и ощущение счастья. Но в какой–то момент пропорция нарушается: благосостояние множится, а счастье «топчется на месте». Происходит это при уровне достатка около 700 у.е. в месяц — показателе, при котором человек может удовлетворить свои базовые потребности и несколько более.


Оказалось, герои, о которых с упоением пишет Forbes — олигархи, банкиры, суперзвезды с колоссальными доходами, — лишь не намного счастливее тех, кто имеет средний уровень достатка. Деньги дают счастье ровно до того предела, когда открещиваешься от нищеты и пополняешь средний класс.


Талантище какой!


Принято считать: гении рождаются раз в сто лет. Уникальных, сверходаренных людей — единицы. Полюсной точки зрения придерживались древнегреческие философы, будучи убежденными: при рождении в каждого человека вселяется божественный дух — его дэймон (гений). Получается, эвдэмония — это жизнь в ладу со своим внутренним духом, истинным «я».


«В Древней Греции существовало полубожество Силен. Когда скульпторы создавали его гипсовый бюст, внутрь помещали золотую статуэтку. Во время праздника бюст разбивали, и на свет «выходила» сияющая золотая сердцевина. Выглядело это, как настоящее чудо, завораживающее и прекрасное, — рассказывает Леонид Левит, словно сам был тому свидетелем. — Так вот, по мнению древних, каждый из нас имеет внутри такую золотую статуэтку — дух, распознав который мы реализуем собственную уникальность, а значит, живем своей настоящей жизнью».


В книгах довольно часто можно встретить греческое высказывание «Познай себя!». Но это неполная фраза. В оригинале она звучала как: «Познай себя и стань тем, кто ты есть». Здесь суть раскрыта полностью. Однако не каждый может отыскать в себе это дарование, талант, «божью искру». Подлинное счастье — жить в согласии со своим дэймоном. Золотая статуэтка помогает пережить все невзгоды. Это внутреннее сокровище, которое никто не отнимет.


Счастье есть...


...а также пить и гулять. Да уж, еще один путь к полноте и сладости бытия — желание получать как можно больше удовольствий. Еще ученики древнегреческой гедонистической школы стремились познать, как испытать максимум наслаждений на этой бренной земле. И ныне для многих счастье ассоциируется с удовольствиями. Но они — опасный обоюдоострый меч. Наслаждение должно иметь свои пределы и границы. Прежде всего потому, что быстро приедается. Первая ложка черной икры — самая вкусная, вторая — неплоха, третья — привычна, четвертая... — подайте мне заморской, баклажанной! Вот так происходит поиск новых удовольствий. И снова сети привыкания. Стимул есть, а ощущения счастья все меньше.


Получается, гедонистический подход хорош, когда удовольствия в жизни есть, но не в избытке и не без конца. Чтобы не успеть привыкнуть и пресытиться. Помните: «хорошего понемножку»? Так вот, это о «норме сладкого» в жизни. Именно тогда удовольствия не вызовут зависимости и саморазрушения.


Ведь известно, что в поколении людей, родившихся в 1970–е в США, число депрессий и тревожных расстройств возросло в 10 раз. Не секрет, что американцы — нация, более других стремящаяся к получению удовольствий, по сути, к счастью, но в итоге получают крайнюю форму несчастья — депрессию. Природа словно берет реванш. Вот так гедонисты танцуют на минном поле.


Посему не стоит бежать от любого неудовольствия. Будем немного философами, вспомнив древних китайцев с их системой двойственности мира, где всегда есть чаши весов: инь и ян, белое — черное, яд — противоядие, радость — грусть и т.д. И как все в этом мире стремится к равновесию и гармонии, так не может человек получить пуд счастья, бочку меда без ложки дегтя. Поэтому страдания и неприятности стоит воспринимать как непременную часть земного пути.


Ленюсь, ленюсь...


...какие могут быть игрушки? Что лень в самой природе человека, вряд ли кто–то начнет всерьез отрицать. Она и двигатель прогресса, и «убийца» хорошего настроения. Не верите? Зря! Когда вы лежите на диване в обнимку с подушкой и пачкой чипсов в руке, смотря телевизор, хорошее настроение куда–то улетучивается. Почему? У загадки есть ответ.


Природой наш мозг запрограммирован на поиск негатива — опасности. Ведь древний человек постоянно жил в напряжении: крокодил не ловится, не растет кокос — сплошные стрессы. Угроза для жизни могла возникнуть отовсюду. И вот эта «древняя» память живет в нас по сей день, так как механизм ее очень мощный. Получается, когда мозг ничем не занят, а тело мирно покоится на диване, в голову лезут то дурные, то смутно–тревожные мысли: ой, а не случилось ли чего с детьми... ох, что–то в боку кольнуло... Выражение «дурью маяться» — именно про это. Безделье и праздность однозначно снижают настроение, по сути, делают человека несчастным.


Цвет надежды


«Хочешь быть счастливым, ищи во всем золотую середину», — наставлял Аристотель. Счастье можно удержать, только передавая его дальше, утверждал другой мыслитель. «Не стоит думать о нем день и ночь. Счастье, на мой взгляд, — просто сопутствующий продукт хорошей жизни», — имеет на сей счет свое мнение Леонид Левит.


Как бы то ни было, чувство это неуловимо. То не дождаться его, то нахлынет как–то вдруг. Так насладитесь им, отдавая себе отчет, что завтра все может измениться. Ведь птица счастья из перелетных. Остается только надеться, что она непременно вернется туда, где ее прикормили. Готовить для такой силки — занятие опасное: может пустить в ход и острый клюв, и цепкие коготки...

 

Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

 
Дата публикации: 27.09.2011
вверх