Чувство вины и чувство истории
У меня есть один знакомый, молодой парень, который в 1990—1991 годах служил во внутренних войсках в одной из “горячих точек” тогдашнего Союза. Их подразделение забрасывалось в районы “массовых беспорядков коренного населения” (дело происходило на юге страны), огнем и мечом наводило там порядок, после чего должно было самостоятельно возвращаться в пункт дислокации. Мой знакомый, член коммунистической партии с 1990 года, убил немало людей во время выполнения подобных заданий. Он, разумеется, не стрелял в женщин, детей и стариков, он сражался с вооруженными боевиками — “мятежниками”, “сепаратистами”, отстаивая целостность СССР. Окончание службы в армии совпало с августовскими событиями 1991 года в Москве и последующим распадом страны на отдельные государства. Тот “горячий район” также входит в одно из суверенных государств, а бывший военнослужащий ныне мучается вопросом о мере своей вины перед жителями этой республики.
Почувствовал бы он вину, если бы СССР остался единым государством? Может быть, и это весьма вероятно, он чувствовал бы свой вклад в справедливое дело сохранения целостности Союза? Кто он, мой знакомый: герой или военный преступник?
История делает свои повороты, и ей нет никакого дела до страданий многих людей, которые вдруг начинают осознавать бессмысленность своей предыдущей деятельности. В гражданской войне красные победили белых и сохраняли свой “позитивный имидж” в глазах населения вплоть до недавнего времени. Однако события последних лет резко изменили картину, и в нынешней трактовке событий уже большевики во главе с Лениным являются чуть ли не “путчистами 1917 года”. Соответственно, белая армия может рассматриваться в качестве тогдашнего гаранта законности и правопорядка. Итак, до недавнего времени чувство вины должны были испытывать “белые”, а в последние годы — “красные”, победившие в свое время “белых” и в течение семидесяти с лишним лет строившие коммунизм
.Каждый человек стремится обрести смысл своей жизни, ее соответствие каким-то внутренним ценностям. Да, десятки миллионов людей на одной шестой части суши имели в качестве основных ценностей понятия “социализм”, “равенство”, “коллективизм”, “строительство коммунизма”. Не их вина в том, что подобные ценности не выдержали испытания временем и ныне на гребне волны понятия “коммерция”, “обменный курс”, “индивидуализм”. Не их вина в том, что одно большое государство разделилось на пятнадцать небольших. И не их вина в том, что бывшие “боевики” и “террористы” теперь называются “борцами национально-освободительных движений”. Это не хорошо и не плохо — это просто произошло, и с этим надо жить.
Так виноват мой знакомый или не виноват? Нет, не виноват. Его желание жить в едином Союзе осталось, но теперь он не станет использовать для этого оружие. Что же касается его действий во время армейской службы, то они как раз и были продиктованы его важной внутренней ценностью — не допустить развала страны. В те годы он просто не мог знать всего контекста происходящих событий, поскольку не имел способности заглянуть в будущее и увидеть оттуда всю противоречивость своего поведения. И, конечно же, десятки миллионов людей, верившие в коммунизм и строившие его, никак не могли предвидеть, какое крушение идеалов ожидает их в девяностых годах.
Впрочем, никто из нас не имеет контроля над будущим, и мы, двигаясь к рыночной экономике, не можем знать, какие исторические повороты еще ожидают наше общество. Нигде не сказано, что именно данный путь является наилучшим — такого пути никто не знает, и наука пока также не может нам его подсказать. Поэтому бессмысленно разжигать вражду между “демократами” и “партократами”, “богатыми” и “бедными. Каждый, конечно, может иметь определенные политические убеждения и отстаивать их, но не стоит забывать, что и они могут в самое ближайшее время отправиться на свалку истории, уступая напору новых“модных” взглядов
Что должно оставаться у каждой личности, так это ощущение неповторимости собственной жизни и обретение внутреннего стержня, над которым не будут властны ветры истории
Леонид ЛЕВИТ, кандидат психологических наук, доцент.