А вы знаете свои возможности?

Еще совсем недавно психология казалась “чистой” наукой, далекой от жизненных проблем. Сегодня она заметно приблизилась к нам. О ее роли и месте в повседневной жизни — беседа с кандидатом психологических наук, доцентом, ведущим учебных курсов практической психологии Леонидом Зигфридовичем ЛЕВИТОМ.

— Какова, на ваш взгляд, функция психолога в нашем обществе?

— В газетах все время пишут о том, как тяжело нам живется. А между тем жизнь сама по себе ни плохая, ни хорошая — она просто есть. Чем больше людей начинают думать, что жизнь плохая, тем больше неврозов. Приведу сильный пример: в концлагерях во время войны практически не случалось самоубийств среди заключенных, поскольку человек напрягал все свои силы, чтобы выжить. Мы не можем изменить внешние обстоятельства, значит, нужно контролировать свою реакцию на них. Хороший психолог-профессионал как раз и должен помочь людям регулировать свои реакции и поведение.

— И это можно сделать?

— Представьте себе человека, который недавно пытался покончить с собой. Действия явно негативные. В то же время у него, возможно, была, как это ни странно звучит, положительная цель — например, обрести покой или душевную гармонию. В работе с таким клиентом я буду стремиться к тому, чтобы он нашел другие способы достижения своей цели.

— Каждый ли способен к подобным переменам?

— Сознательно мы имеем доступ к очень небольшой части наших резервных возможностей. Но с помощью особых техник (в частности, нейролингвистическое программирование или гипнотический транс) их можно значительно расширить. Я придерживаюсь точки зрения (и она очень полезна в работе с конкретными людьми), что каждый человек обладает необходимыми ресурсами для долгой и счастливой жизни, причем эти ресурсы находятся внутри него. Именно внутри человека, а не в “расположении планет” или “параллельных мирах”.

— Кстати, о “параллельных мирах”... Вы верите в их существование?

— Возможно, какая-то правда в этом есть, но, по моему мнению, — не более одного процента во всей той “информации”, которую публикуют газеты. Сам я на сегодняшний день таких доказательств не имею, хотя и ездил в Пермскую аномальную зону, общался с представителями различных “паранормальных” течений. Эмоций много, проверенной информации — с гулькин нос. Самое неприятное то, что в работе с пациентами приходится разгребать завалы всякого мистического мусора, который нередко и провоцирует невротические расстройства. Человек, например, говорит о каких-то “темных энергиях” или “несходстве астрологических знаков” и тем самым как бы находит оправдание негативному поведению в обычной жизни. Поэтому и в работе с клиентами, и на учебных курсах по подготовке слушателей к профессии психолога я учу людей обращаться внутрь себя, к непознанным резервам психики и моделировать жизненный путь так, чтобы приносить радость и себе, и другим. Кстати, телефон курсов: 227.52.31, 227.83.04.

— Трудна ли работа психолога для вас? Как вы отдыхаете и восстанавливаетесь после нее?

— Очень правильное слово — “восстанавливаетесь”. С одной стороны, психолог, психотерапевт должен быть очень гибким, чтобы чутко улавливать изменения в своем подопечном. С другой стороны — нельзя слишком входить в эмоции клиента (чтобы сохранить собственное душевное здоровье и работоспособность), то есть нужна твердость. И это далеко не единственный парадокс в моей профессии. Учиться практической психологии на лекциях или по учебникам — бессмысленное занятие. Необходима длительная работа “вживую” с предварительным практическим освоением разных методик помощи людям. Я на своих занятиях лекций никогда не читаю. Людям сейчас нужна квалифицированная практическая помощь, а не лекции или рассуждения об “энергиях”.

Свободного от работы и “самоподготовки” времени очень мало. Я пока еще считаю себя молодым человеком и использую энергичные формы отдыха: плавание в бассейне, футбол, велоспорт, туризм. Люблю энергичную музыку, хорошие видеофильмы и компьютерные игры — это отвлекает от усталости и тяжелых мыслей в конце рабочего дня.

— Известно, что многим психиатрам и психотерапевтам свойственны “профессиональные деформации характера”. Не боитесь этого?

— Ни один человек в мире не имеет контроля над будущим. Я не знаю, каким буду “потом”, но “сейчас” я делаю все, что в моих силах, чтобы быть профессионалом и одновременно с этим сохранить себя как личность.

— Какой совет вы могли бы дать читателям “Вечернего Минска”?

— Вместо того чтобы записываться в очередь на прием к Президенту с жалобами, постарайтесь осознать собственные возможности в создании новой психологической реальности. Вы это можете сделать прямо сейчас — и увидите, как ваша жизнь заиграет новыми красками. Внутри вас есть все необходимое для собственного счастья и гармонии с окружающими — так пусть эти ресурсы помогут вам!

Интервью вела Ирина ЛЯШЕНКО.

вверх